«Был и остаюсь сторонником реализма...»( Санкт-Петербургский университет - № 10 (3565) - 13 апреля 2001 года.)
— Портрет — пожалуй, мой любимый жанр. Больше сотни портретов нарисовал за 50 лет творческой жизни. Среди них есть вещи, за которые мне не стыдно, — признался народный художник России Энгельс Васильевич КОЗЛОВ, который недавно отпраздновал свое 75-летие. В его мастерской на Петровской набережной — портреты актера Евгения Лебедева, композитора Андрея Петрова, профессора Ю.М.Непринцева (его учителя по Институту им. Репина), супруги Галины Смирновой за этюдником, дочери Марии, внучки Ксении. Этюд с панорамой Парижа напротив Лувра, а рядом — пейзаж Северного Урала, натюрморт (вобла с буханкой хлеба), родные печорские места. Картины Э.Козлова “Черное золото” и “Первый ленинский декрет” находятся в собрании Русского музея, другие полотна выставлены в региональных музеях Сыктывкара, Петрозаводска, Оренбурга, Брянска и др. — Рисовать я начал еще школьником. Родился в селе Троицко-Печерске в Коми АССР, в верховьях Печоры. Отец Василий Прокопьевич работал бухгалтером, в Первую мировую воевал, имел Георгия за храбрость, был и в Красной Армии, стал членом партии. Имя Энгельс отец нашел в “красном календаре”. И в детстве, и после все звали меня просто Гелей. А недавно мы с женой разговаривали на эту тему, я ей говорю: “Гордись, тебя всю жизнь осеняет ангел”. Ведь Энгельс по-немецки значит ангел. У болгар, у греков много таких имен и фамилий: Ангел, Ангелопулос, Ангелов... В детстве я много болел, 13 лет был на костылях. По возрасту меня могли на фронт забрать. Но когда я в военкомат на костылях пришел (да еще зрение “минус 5”), там сказали: иди гуляй... После войны, в 1946-м, операцию сделали в Ленинграде, стал без костылей обходиться. Этюдник, холсты, пакеты носил на буровые, когда ездил рисовать с натуры, — и ничего. В школьные годы Геля Козлов учился в художественной студии в Сыктывкаре, куда переехала его семья. Учился сначала в Ярославском художественном училище, а затем в Ленинградском. А в 1950 г. поступил в Институт им. И.Е.Репина, на живописный факультет. Учился Энгельс Козлов на “отлично”, со второго курса получал Сталинскую стипендию, в 1956 г. закончил институт с красным дипломом. Его дипломная работа “Будет жить”, выполненная в мастерской профессора Ю.М.Непринцева, стала для Энгельса пропуском в Союз художников, репродукция картины была напечатана в журнале “Нева”. А в 1955-м они с Галиной Смирновой (Галя училась на курс старше) сыграли скромную свадьбу в “Астории”. — А потом закрутила общественная работа. Работал в правлении Союза художников Ленинграда, был и секретарем правления ЛОСХа, и первым замом, и членом правления Союза художников СССР. Долго работал председателем молодежного объединения ЛОСХа, подобрал “с улицы” сотни молодых художников, больше 300 человек мы в Союз приняли. Они сейчас составляют костяк Союза художников Петербурга... Иду как-то по Невскому, окликает солидный гражданин. Не узнаю. Оказывается, один из тех молодых, кого я принимал в Союз, делал его выставку. — Много приходилось писать на заказ? — Так называемая “гарантийка” нас кормила. После института мы были выброшены в жизнь. А тут, глядишь, то портрет Хрущева подкинут, то ленинская тема, то историко-революционная типа “Красная Армия вступает в...” — такого полотна хватало на целый год, а то и больше. За картину платили до 5 тысяч рублей – тогда “Волга” стоила столько же!.. Можно было писать ее три-четыре года, без забот. А сейчас художники плачут: за бесценок отдают свои работы. Абстракционизм считается модным, покупают всякие инсталляции, и молодые ребята мажут что угодно. Между тем Лувр, к примеру, набит зрителями, а рядом Музей современного искусства — пустует! — Кто из больших художников вам ближе? — Я был и остаюсь сторонником реализма. Мне нравятся Суриков, Нестеров, Корин, Врубель, Серов, Рылов. В Эрмитаже — Рембрант, испанцы Эль Греко, Веласкес и Гойя, из итальянцев — Тициан, монументальные полотна Тинторетто, более камерные у Веронезе. Это великие колористы. Видел вблизи “Джоконду” в Лувре, еще в 1973-м, когда она не была закрыта пуленепробиваемым стеклом, но не уловил, чем она привлекает зрителей... — Ваши картины и за рубежом есть? — Да, во Франции, Англии, Швейцарии, США, в частных собраниях. Вот этот портрет Гали (показывает мне цветное фото) теперь в штате Юта. Жалко было отдавать, но пришлось — деньги нужны были. Жить-то трудно на пенсию. — Реализм, значит, ценится? — Европа и Америка сегодня нацелены на реализм, хотя они пока больше любят фотореализм. В начале 90-х тысячами картины вывозили из Ленинграда, пока не изменились таможенные правила... И реализм, несмотря на всю чертовщину в искусстве, это вечное понятие. Смысл его — в бессмертии, оставить свой след, память потомкам! Еще с пещерных времен человек изображал зверей и себя рядом... Ну как же иначе — перед тобой прекрасная женщина, а ты ее обезобразишь, что ли, как это сделал Пикассо? Но реализм требует терпения, мастерства, силы. А всякие там модернизм, авангардизм — это некоторые отражения своих мыслей. Не за жизнь хватаются, а за самовыражение. — У вас были удачи в искусстве? — Серия о нефтяниках — моя удача. В Ухте писал, в Усинске, где нефтяная вышка стоит на Полярном круге. Там в реке Колва хариус замечательный! Отойдешь немного от барака, метров на двадцать, и грибов на жарешку наберешь легко. Шахтеров Инты тоже рисовал. И в портретах сумел выразить себя. Ведь человек — это целый мир, и что-то удавалось поймать. Было чувство того, что занимаюсь своим делом, и сопутствовала удача в жизни. Вот, скажем, давно хотел написать портрет Евгения Лебедева, только в 1993-м удалось. Вы видите: портрет необычный: и сам актер, а рядом он же — в роли Холстомера. Это его коронная роль, с которой БДТ объездил полмира, и везде успех. Видимо, еще что-то удалось ухватить, или ко времени пришлось (все кругом кричали, как этот Холстомер), но этот портрет заметили. — А в родных краях вы часто бываете? — Каждый год на лето уезжаю на Север. На природе работается хорошо. Привожу оттуда этюды и целые картины. Нарисовал как-то портрет ректора Сыктывкарского государственного университета Валентины Александровны Витязевой (и почетного доктора СПбГУ), они повесили портрет в музей СГУ. А потом музей университета вырос в Музей просвещения Коми края. И теперь там единственная в университетах России галерея — больше 20 портретов профессоров СГУ. Я их написал в 90-е годы. Думаю, что Санкт-Петербургский университет тоже может завести такую галерею своих профессоров и ученых. — У вас больше сотни портретов, а где же автопортреты? — Очень редко пишу автопортреты. Один из них — я в шапке-ушанке подарил профессору И.Г.Мямлину (он собирает автопортреты художников). Другой купила одна американка года четыре назад. Я написал его еще в 80-е годы и считал слабым. А она, как увидела, сразу вцепилась — и уговорила продать. — Учеников много? — Приглашали преподавать, но душа не лежала. Только еще в юности, когда учился в Сыктывкаре на историческом факультете пединститута, около года преподавал в школе рисование. Еще на костылях был, но учительствовал. А позже — ни разу. У меня было стремление себя выразить. Если бы преподавал, не смог бы столько написать... Вот и сегодня живу надеждой, что впереди — время, которое будет заполнено любимым искусством. Вопросы задавал Евгений Голубев
|