List Banner Exchange

«Был и остаюсь сторонником реализма...»

( Санкт-Петербургский университет - № 10 (3565) - 13 апреля 2001 года.)

 

Э.В.Козлов
Народный художник России Э.В.Козлов
Э.Козлов. Портрет Г.Ф.Миллера
Э.Козлов. Портрет Г.Ф.Миллера
Э.Козлов. Портрет Андрея Петрова
Э.Козлов. Портрет Андрея Петрова
Э.Козлов. Портрет Евгения Лебедева
Э.Козлов. Портрет Евгения Лебедева
Когда во время юбилейных торжеств в 70-й аудитории открывали портрет Г.Ф.Миллера, первого ректора Санкт-Петербургского университета, кто-то из зрителей воскликнул удивленно: “Совсем как в жизни! До чего похож!” Самое удивительное здесь то, что автор портрета художник Энгельс Васильевич Козлов не только не видел Миллера (что естественно и понятно), но не видел даже его прижизненных портретов — таких просто-напросто не сохранилось! Был только один черный силуэт в профиль. А на портрете Э.Козлова ректор изображен анфас. Но видимо, настолько точно художник нарисовал Миллера, вплоть до деталей (черты лица, парик, костюм), что портрет воспринимается как единственно возможный.

— Портрет — пожалуй, мой любимый жанр. Больше сотни портретов нарисовал за 50 лет творческой жизни. Среди них есть вещи, за которые мне не стыдно, — признался народный художник России Энгельс Васильевич КОЗЛОВ, который недавно отпраздновал свое 75-летие.

В его мастерской на Петровской набережной — портреты актера Евгения Лебедева, композитора Андрея Петрова, профессора Ю.М.Непринцева (его учителя по Институту им. Репина), супруги Галины Смирновой за этюдником, дочери Марии, внучки Ксении. Этюд с панорамой Парижа напротив Лувра, а рядом — пейзаж Северного Урала, натюрморт (вобла с буханкой хлеба), родные печорские места. Картины Э.Козлова “Черное золото” и “Первый ленинский декрет” находятся в собрании Русского музея, другие полотна выставлены в региональных музеях Сыктывкара, Петрозаводска, Оренбурга, Брянска и др.

— Рисовать я начал еще школьником. Родился в селе Троицко-Печерске в Коми АССР, в верховьях Печоры. Отец Василий Прокопьевич работал бухгалтером, в Первую мировую воевал, имел Георгия за храбрость, был и в Красной Армии, стал членом партии. Имя Энгельс отец нашел в “красном календаре”. И в детстве, и после все звали меня просто Гелей. А недавно мы с женой разговаривали на эту тему, я ей говорю: “Гордись, тебя всю жизнь осеняет ангел”. Ведь Энгельс по-немецки значит ангел. У болгар, у греков много таких имен и фамилий: Ангел, Ангелопулос, Ангелов...

В детстве я много болел, 13 лет был на костылях. По возрасту меня могли на фронт забрать. Но когда я в военкомат на костылях пришел (да еще зрение “минус 5”), там сказали: иди гуляй... После войны, в 1946-м, операцию сделали в Ленинграде, стал без костылей обходиться. Этюдник, холсты, пакеты носил на буровые, когда ездил рисовать с натуры, — и ничего.

В школьные годы Геля Козлов учился в художественной студии в Сыктывкаре, куда переехала его семья. Учился сначала в Ярославском художественном училище, а затем в Ленинградском. А в 1950 г. поступил в Институт им. И.Е.Репина, на живописный факультет. Учился Энгельс Козлов на “отлично”, со второго курса получал Сталинскую стипендию, в 1956 г. закончил институт с красным дипломом. Его дипломная работа “Будет жить”, выполненная в мастерской профессора Ю.М.Непринцева, стала для Энгельса пропуском в Союз художников, репродукция картины была напечатана в журнале “Нева”. А в 1955-м они с Галиной Смирновой (Галя училась на курс старше) сыграли скромную свадьбу в “Астории”.

— А потом закрутила общественная работа. Работал в правлении Союза художников Ленинграда, был и секретарем правления ЛОСХа, и первым замом, и членом правления Союза художников СССР. Долго работал председателем молодежного объединения ЛОСХа, подобрал “с улицы” сотни молодых художников, больше 300 человек мы в Союз приняли. Они сейчас составляют костяк Союза художников Петербурга... Иду как-то по Невскому, окликает солидный гражданин. Не узнаю. Оказывается, один из тех молодых, кого я принимал в Союз, делал его выставку.

— Много приходилось писать на заказ?

— Так называемая “гарантийка” нас кормила. После института мы были выброшены в жизнь. А тут, глядишь, то портрет Хрущева подкинут, то ленинская тема, то историко-революционная типа “Красная Армия вступает в...” — такого полотна хватало на целый год, а то и больше. За картину платили до 5 тысяч рублей – тогда “Волга” стоила столько же!.. Можно было писать ее три-четыре года, без забот. А сейчас художники плачут: за бесценок отдают свои работы. Абстракционизм считается модным, покупают всякие инсталляции, и молодые ребята мажут что угодно. Между тем Лувр, к примеру, набит зрителями, а рядом Музей современного искусства — пустует!

— Кто из больших художников вам ближе?

— Я был и остаюсь сторонником реализма. Мне нравятся Суриков, Нестеров, Корин, Врубель, Серов, Рылов. В Эрмитаже — Рембрант, испанцы Эль Греко, Веласкес и Гойя, из итальянцев — Тициан, монументальные полотна Тинторетто, более камерные у Веронезе. Это великие колористы. Видел вблизи “Джоконду” в Лувре, еще в 1973-м, когда она не была закрыта пуленепробиваемым стеклом, но не уловил, чем она привлекает зрителей...

— Ваши картины и за рубежом есть?

— Да, во Франции, Англии, Швейцарии, США, в частных собраниях. Вот этот портрет Гали (показывает мне цветное фото) теперь в штате Юта. Жалко было отдавать, но пришлось — деньги нужны были. Жить-то трудно на пенсию.

— Реализм, значит, ценится?

— Европа и Америка сегодня нацелены на реализм, хотя они пока больше любят фотореализм. В начале 90-х тысячами картины вывозили из Ленинграда, пока не изменились таможенные правила... И реализм, несмотря на всю чертовщину в искусстве, это вечное понятие. Смысл его — в бессмертии, оставить свой след, память потомкам! Еще с пещерных времен человек изображал зверей и себя рядом... Ну как же иначе — перед тобой прекрасная женщина, а ты ее обезобразишь, что ли, как это сделал Пикассо? Но реализм требует терпения, мастерства, силы. А всякие там модернизм, авангардизм — это некоторые отражения своих мыслей. Не за жизнь хватаются, а за самовыражение.

— У вас были удачи в искусстве?

— Серия о нефтяниках — моя удача. В Ухте писал, в Усинске, где нефтяная вышка стоит на Полярном круге. Там в реке Колва хариус замечательный! Отойдешь немного от барака, метров на двадцать, и грибов на жарешку наберешь легко. Шахтеров Инты тоже рисовал. И в портретах сумел выразить себя. Ведь человек — это целый мир, и что-то удавалось поймать. Было чувство того, что занимаюсь своим делом, и сопутствовала удача в жизни.

Вот, скажем, давно хотел написать портрет Евгения Лебедева, только в 1993-м удалось. Вы видите: портрет необычный: и сам актер, а рядом он же — в роли Холстомера. Это его коронная роль, с которой БДТ объездил полмира, и везде успех. Видимо, еще что-то удалось ухватить, или ко времени пришлось (все кругом кричали, как этот Холстомер), но этот портрет заметили.

— А в родных краях вы часто бываете?

— Каждый год на лето уезжаю на Север. На природе работается хорошо. Привожу оттуда этюды и целые картины. Нарисовал как-то портрет ректора Сыктывкарского государственного университета Валентины Александровны Витязевой (и почетного доктора СПбГУ), они повесили портрет в музей СГУ. А потом музей университета вырос в Музей просвещения Коми края. И теперь там единственная в университетах России галерея — больше 20 портретов профессоров СГУ. Я их написал в 90-е годы. Думаю, что Санкт-Петербургский университет тоже может завести такую галерею своих профессоров и ученых.

— У вас больше сотни портретов, а где же автопортреты?

— Очень редко пишу автопортреты. Один из них — я в шапке-ушанке подарил профессору И.Г.Мямлину (он собирает автопортреты художников). Другой купила одна американка года четыре назад. Я написал его еще в 80-е годы и считал слабым. А она, как увидела, сразу вцепилась — и уговорила продать.

— Учеников много?

— Приглашали преподавать, но душа не лежала. Только еще в юности, когда учился в Сыктывкаре на историческом факультете пединститута, около года преподавал в школе рисование. Еще на костылях был, но учительствовал. А позже — ни разу. У меня было стремление себя выразить. Если бы преподавал, не смог бы столько написать... Вот и сегодня живу надеждой, что впереди — время, которое будет заполнено любимым искусством.

Вопросы задавал Евгений Голубев

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz