List Banner Exchange

Статья взята с сайта http://geo.komisc.ru

Линии географики в биографии художника

О.Велегжанинов

Сегодня мы предоставляем свои страницы талантливому оригинальному художнику О.Велегжанинову. Он печатался в журналах "Юный натуралист", "Мир путешествий", в газетах "Сельская жизнь", "Наука Урала", "Республика Татарстан", "Вятский Край", в республиканских газетах. Имя О.Велегжанинова и его творчество перешагнули границы России. Сейчас его работами очень заинтересовался американец Рэй Тролл, художник широкого плана, который называет себя и Велегжанинова "двумя горошинами из одного стручка", имея в виду сходство творческих интересов и даже тем в своих работах. Художник О.Велегжанинов давно и плодотворно сотрудничает с Институтом геологии. Это великолепно оформленные обложки научных книг и материалов конференций, праздничные буклеты, страницы "Вестника" и, наконец, приложение к нему в виде альбома гравюр художника.

Я родился в поселке Жешарт, Усть-Вымского района, Республики Коми. Дом наш стоял на окраине поселка. Рядом был ручей, вытекавший из болота, которое находилось в ста метрах от дома. За ручьем лес. Ручей впадал в Вычегду, до которой всего полкилометра. Они и определили мои интересы. Меня интересовало все - многоцветный мир растений, камни на берегу Вычегды, а также обнажения пластов земли, в которых попадались отпечатки раковин и стеблей древних растений. Два раза находил кости мамонта: два бивня и фрагмент лопатки. Все находки тащил домой и заваливал углы своей комнаты. Я подбирал не только камни, но и куски интересных по изгибам корней. Скульптурой из корней я стал заниматься после того, как мне случайно попалась книга московского художника Лаптева "Лесные диковинки".

Увеличить

Пейзаж-призрак.

В это же время увлекся и фотографией. Пытался снимать пейзажи и насекомых. Когда учился в 8-м классе у нас в поселке при заводе открылась изостудия. Она была организована хорошим художником-любителем Валентином Шадриным. Он был одаренным живописцем. По совету отца я стал заниматься в этой студии. Здесь я понял, чем отличается настоящая живопись от раскраски. Мне нравилось заниматься этюдами с натуры. И самой заветной мечтой стало приобрести настоящий складной этюдник на ножках. Потом, также случайно, попалась мне еще одна важная для меня книга - "Зеленое дерево жизни" Леонида Волынского. Книга о французских художниках-импрессионистах.

Я заканчивал среднюю школу и в выборе профессий "раздвоился". У меня было желание серьезно изучать природу и одновременно получить профессию художника. Пока я колебался, отец устроил меня на завод в конструкторский отдел чертежником. Примерно через полгода работы меня "повысили" до техника-конструктора. В это время открылось художественно-графическое отделение в Сыктывкарском педагогическом училище. Я поступил, закончил и получил профессию учителя рисования и черчения. Работал учителем в школе. Потом родители переехали в Сыктывкар, и все это отодвинуло мои интересы на второй план. В городе я стал работать художником-оформителем в строительном управлении. Писал разные плакаты, таблички и транспаранты к праздникам. Эту работу я делал почти механически, думая о других вещах. А думать было о чем. Писать всю жизнь плакаты и таблички мне не хотелось. Я сменил место работы и поступил в оформительские мастерские художественного фонда Сыктывкара. Здесь казалось интереснее. Выставкомы и худсоветы подталкивали к поискам своего творчества.

До работы в фонде я проучился один год в открывшемся к тому времени университете, на химико-биологическом факультете. Учеба очень нравилась и шла хорошо, но я еще и работал художником в ЦУМе. На втором курсе СГУ совместить работу с учебой на дневном отделении не удалось. Я ушел из университета. Поступил на работу в художественный фонд и заново сдал вступительные экзамены на географический факультет педагогического института, но с заочным обучением.

В художественном фонде проработал три года. Обогатил свой опыт в художественно-оформительском деле. Учеба на географическом факультете соответствовала моим интересам. Такие предметы, как историческая геология, палеонтология и в особенности физическая география, давали именно ту информацию, которая действовала на воображение. Пейзажи прошлых геологических периодов Земли хотелось рисовать и писать. Но обычные приемы, используемые при рисовании, в моей работе меня не устраивали. Я начал осваивать линогравюру.

Увеличить

С обложки журнала "Би кинь".

Первые отпечатанные рисунки не имели цельности. Но сам процесс гравирования по линолеуму увлекал. В выборе тем для гравюры проблемы не было. К тому же часто попадались гравюры опытных мастеров, опубликованные в разных изданиях. Я изучал их и коллекционировал. Графические эффекты, понравившиеся мне в работах других художников, я повторял в своих опытах. Со временем простое изображение пейзажа меня не стало устраивать. Я стал искать способы, которые могли бы придать гравюрам больше информативности, графического эффекта и чисто декоративной красоты. Для увеличения информативности я стал заполнять все пространство листа животными, насекомыми и растениями. А для того чтобы композиция была динамичней, я искал красивую, свободно проведенную одним росчерком линию. И уже к этой линии "пристраивал" части моей композиции. Иногда строил рисунок как знак, как эмблему. В некоторых случаях эффектная линия или интересное беспредметное изображение получалось, когда звучала хорошая музыка.

Но пока композиция не найдена, желание делать гравюру отсутствует. Следующий этап работы над гравюрой состоит в том, что надо по формату будущего рисунка вырезать кусок линолеума, затем отшлифовать его мелкой шкуркой. Потом перевести в зеркальном изображении рисунок будущей гравюры. Очень важно сделать так, чтобы поверхность линолеума была темной. В этом случае штрихи, будучи более светлыми, выделяются четче. Когда рисунок на три четверти прорезан, я делаю пробный рабочий оттиск. Это необходимо для того, чтобы знать, как резать дальше. Приходится работать над гравюрой осторожно, так как неверно прорезанное место исправить невозможно.

Следующим событием в моей биографии была работа преподавателем в детской художественной школе. Институт был закончен. И в силу определенных обстоятельств, главным из которых была необходимость иметь больше свободного времени для самостоятельной работы, я перешел в художественную школу. В ней проработал пять лет. В этот период появилась возможность немного заниматься и живописью. К этому времени я перечитал биографии почти всех импрессионистов и постимпрессионистов. Эти художники до сих пор являются для меня образцами для подражания в отношении к творчеству.

Большинство современных художников, которые работают традиционно, - неинтересны. Изобразительные работы становятся привлекательными тогда, когда в них появляется новизна. Новизна должна быть в теме картины или в композиции, возможна в технике исполнения, в цветовом решении. Профессионализм исполнения подразумевается само собой. О нем я не говорю. Новизна же в картине появляется, когда у художника есть свой мир. А он развивается и складывается с детства и в течение всей жизни. Итак, мне пришлось свое творчество совмещать с учительской работой. Работать в детской художественной школе было весьма интересно, и я подумывал заниматься этим постоянно. Но полной удовлетворенности не было. Я завидовал художникам, увлеченным чисто художественной работой, например ювелирам или книжным графикам. Эти соображения привели меня в Коми книжное издательство. Обратился к художественному редактору Аркадию Васильевичу Мошеву.

Увеличить

С обложки журнала "Би кинь".

Я взял кое-что из своих рисунков, среди них были акварели, выполненные в технике пуантиллизма (точками или небольшими мазками), и пришел в редакцию. Аркадий Васильевич посмотрел мои рисунки, пошутил, что в Сыктывкаре появился импрессионист, и дал мне выполнить первую обложку для сельскохозяйственной книги. Что-то о кормовой базе для коров. Так как книжную графику я всегда считал настоящей творческой работой, я очень обрадовался и взялся за выполнение обложки. Вся сложность этого периода состояла в том, чтобы не бросить работу на полпути. А это при выполнении первой обложки выдерживают немногие. Процесс работы здесь довольно сложный. Сначала в набросках надо найти такую композицию обложки, чтобы отражалась тема книги. Рисунок должен быть выразительным, интересным, даже в деловой книге. Нужно подобрать цветовое решение обложки, также соответствующее теме книги. Надо выбрать шрифты для названия книги и других надписей. К тому же следует не слишком оригинальничать и не выходить за рамки оформительских традиций подобной литературы. А это означает, что нужно посмотреть, как оформлялись подобные книги до тебя. Сложностью для неопытного оформителя является и то, что надо делать цветовую раскладку. То есть выполняются рисунки черной тушью для каждого цвета на отдельном листе. В начале оформительского пути эти трудности мне казались значительными. Обычно начинающего оформителя художественный редактор "мучает" долго. Приходится приходить к нему до десяти раз, пока тебе не скажут: делай вот этот вариант. Так как книжную графику я уже заранее любил, я выдержал. Сделал первую обложку. Она была напечатана. Далее работать стало проще. Со следующими обложками я уже справлялся быстрее. К тому же Аркадий Васильевич дал мне очень хороший учебник для полиграфических институтов по оформлению книг, который я старательно прочитал и изучил.

Дальше обстоятельства складывались следующим образом. Один мой хороший друг, художник Александр Гаранин, как-то сказал, что в редакционно-издательском отделе Коми научного центра требуется художник на полставки. Я оформился. Со временем перешел полностью работать в Коми научный центр оформителем научной литературы. Линогравюрой я продолжал заниматься. Еще начал сотрудничать в качестве внештатного художника в детском журнале "Би кинь". Художественным редактором журнала был Виталий Осипов. В редакции этого журнала были очень благожелательные, добрые отношения. Однажды я принес сюда свои гравюры. Виталий Иванович посоветовал показать их в редакции "Красного Знамени". В этой газете я также нашел большую моральную поддержку в лице Александра Васильевича Суворова. Мои гравюры стали регулярно печататься в "Красном Знамени".

Увеличить

Картина "Сосны".

Не повезло мне только в Союзе художников. Однажды я принес на выставочный комитет несколько своих гравюр (все они впоследствии были опубликованы в разных газетах и журналах, одним из которых был центральный детский журнал "Юный натуралист"), но там на них почти не обратили внимания. Некоторые из членов выставкома решили почему-то, что я принес свои гравюры, чтобы получить от выставкома консультацию об их качестве. Мне довольно безразлично ответили, что они не консультируют художников, а только отбирают работы для выставок. Мне пришлось собрать свои листы и уйти.

Через некоторое время я сделал вторую попытку выставить свои работы в зале Союза художников, у них к тому времени был открыт новый выставочный зал в районе конечной остановки восемнадцатого автобуса. В этом зале регулярно выставлялись работы для продажи по очень приличным ценам. Я пришел и спросил, могу ли я принести свои гравюры, так как до этого я был информирован, что здесь выставлялись работы не только членов союза, а даже вообще посторонних художников. Заведующая выставочным залом ответила положительно. Я принес самые удачные, на мой взгляд, гравюры, оформленные в приличные рамы и под стеклом. Они пролежали там месяца три, и никто их не выставил. На мой вопрос заведующая ответила, что из администрации Союза художников не разрешили выставить мои работы. Больше, пока, я не делал попыток приблизиться к Союзу художников.

Я считаю большой удачей для себя возможность печататься в геологическом журнале "Вестник". Хотя меня интересует и биологический мир. Но в Институте геологии, в отличие от биологов, мне предложили приносить рисунки для журнала. Чему я очень рад, так как геология - одна из любимых мною наук. Работа для "Вестника" очень стимулирует мои поиски. Я мечтаю, если удастся, сделать подробные иллюстрации древней жизни ко всем геологическим периодам. Есть большое желание делать это не только в черно-белом варианте гравюр, но и цвете, в живописи. Как это сделано в книге, выпущенной издательством "Артия" в Праге. Книга эта называется "История жизни на Земле". Автор рисунков художник Зденек Буриан. Естественно, я бы это сделал в своей манере и в своем представлении. Но отсутствие личной мастерской или хотя бы комнаты с одним окном переводит мои планы в разряд мечтаний. Для гравюры достаточно иметь лишь письменный стол и угол комнаты. Для занятий живописью одним письменным столом не обойтись. Надо куда-то поставить мольберт, необходимо дневное освещение.

Увеличить

О.Велегжанинов в изостудии со своей ученицей Анжелой Асхабовой.

Не могу не назвать моих учителей, которые открыли для меня многое. В училище я многому научился у Вадима Петровича Кононова. Его цветовые и живописные эксперименты являются направлением, по которому хочется идти дальше. Большой интерес к истории изобразительного искусства привил Николай Григорьевич Зыков. Он восхищал нас глубокими знаниями и своеобразным изложением их на занятиях. Виктор Григорьевич Залитко дал много сведений по композиции, научил такой графической технике, как монотипия. Александр Лукьянович Луповка - организатор художественно-графического отделения, поддерживал и направлял его выпускников и после окончания учебы. Окончившие среднее художественное училище обычно поступают в высшее учебное заведение по той же специальности. Однако, как я уже говорил, меня интересовали еще науки о природе. Это послужило причиной того, что я поступил на географический факультет. Биография сложилась так, что работал я все же, в основном, художником-оформителем. Но та информация, которую я получил на географическом факультете, дала мне отличные темы для творческих работ. И если бы не было такой профессии, как художник, я бы выбрал только работу учителя географии в какой-нибудь маленькой сельской школе. Работа в Коми научном центре, которой я занимаюсь, удовлетворяет мои творческие интересы. Институт геологии с его музеем и витринами с геологическими экспонатами, является самым интересным местом в Сыктывкаре. Поэтому сотрудничать и быть полезным для журнала, издаваемого здесь, я считаю для себя большой честью.

ВЕРНУТЬСЯ

 

Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz