марта 1949 года в деревне
Усть-Уса Коми АССР в семье
ветеринара-оленевода. В 1961 году
родители Валерия - Яков
Степанович и Екатерина Ивановна
Леонтьевы - переехали в город
Юрьевец, где он и окончил школу.
Попытка поступить в
Дальневосточный университет и
осуществить тем самым мечту
стать океанологом не была
предпринята по той простой
причине, что, собрав все
имевшиеся средства, мальчик
обнаружил, что их хватит лишь на
билет в один конец. Тогда он
подал документы в ГИТИС, но в
последний момент, смутившись
перед столичными "конкурентами",
передумал и забрал их обратно.
Вернувшись в Юрьевец, он
перепробовал не одну профессию -
рабочего на кирпичном заводе,
где откатывал вагонетки с сырым
кирпичом от пресса к сушильным
стеллажам, тесемщика-смазчика на
льнопрядильной фабрике,
почтальона, электрика, портного,
модельера. Поступив на вечернее
отделение воркутинского филиала
Ленинградского горного
института по настоянию старшей
сестры, параллельно работал
лаборантом в научно-исследовательском
институте оснований и подземных
сооружений. Но все это время он
не прекращал работу в еще одном
направлении, вскоре ставшем для
него основным - творческом.
Как считает сам Валерий
Леонтьев, стал он солистом
потому, что в школьном хоре "пищал
громче всех". Его первый
концерт прошел 9 апреля 1972 года в
Доме Культуры шахтеров и
строителей Воркуты. В том же году
он выиграл в Сыктывкаре
республиканский фестиваль-конкурс
и был направлен на учебу в Москву
во Всесоюзную творческую
мастерскую эстрадного искусства
Георгия Виноградова. Однако
учебу здесь будущий артист не
завершил: год спустя директор
Сыктывкарской филармонии
Александр Стрельченко,
оставшись после ревизии
недовольным результатами
обучения группы, увез ее обратно
в Сыктывкар. Здесь, работая в
ансамбле "Мечтатели",
Валерий Леонтьев выпустил в 1974
году свою первую программу "Радость
в пути" и получил свой первый
почетный знак: "отличник
работы на селе". А через год он
стал солистом группы "Эхо",
с которой работает по сей день.
Первая программа группы "Эхо",
получившая название "Карнавал
на Севере", вышла в 1976 году. За
ней последовала "Улыбка
северной земли". А в 1978 году
Валерий Леонтьев впервые вышел
на сцену Большого Концертного
зала "Октябрьский". В 1979
году он перешел в Горьковскую
филармонию. В Горьком Валерий
Леонтьев получил свою первую
квартиру. Произведения Давида
Тухманова дважды помогли ему
завоевать первую премию: в
первый раз - в первом Всесоюзном
конкурсе исполнителей стран
социалистического Содружества,
проходившем в 1979 году, где
прозвучала песня "Памяти
гитариста" на стихи Роберта
Рождественского, во второй раз -
на 16-м Международном фестивале
эстрадной песни "Золотой
Орфей", проходившем в Сопоте 7
июня 1980 года, где была
представлена песня "Танцевальный
час на солнце" на стихи
Станислава Кирсанова. Эти
конкурсы положили начало
стремительному восхождению
начинающего певца на эстрадный
Олимп.
Однако в 1981 году Валерий
Леонтьев был отлучен от Москвы. В
печати не раз отмечали, что с
первых профессиональных шагов
артиста окружала "особая"
атмосфера, сочетавшая страстное
поклонение и глубокую неприязнь
- факт, сыгравший довольно
негативную роль в формировании
его карьеры. Не менее негативную
роль сыграл и тот факт, что он
начал свой творческий путь в
провинции - утверждение на
эстраде стоило ему более трудной
и упорной борьбы, чем многим
менее одаренным, но обитающим в
столице артистам. В 1982 году
Валерий Леонтьев перешел в
Ворошиловградскую филармонию. В
том же году он перенес операцию
на голосовых связках. Тогда же - в
зените "застоя" - он должен
был принять участие в вечере
Союза композиторов в
Государственном Центральном
Концертном зале "Россия". Но
комиссия, принимавшая программу,
наложила "вето" на участие
артиста в концерте, сочтя
еретическим его внешний облик.
Песня "Кружатся диски",
которая должна была стать его
первым появлением в телеэфире в
передаче "Голубой огонек",
была вырезана за два часа до ее
выхода на телеэкран. Сам Валерий
Леонтьев говорил: "Я никогда
не принадлежал к числу тех
исполнителей, которые пели
крамольные песни, критиковали
существующий строй и
бюрократический аппарат. Что же
их [членов комиссии] раздражало?
Наверное, мое ощущение
внутренней свободы и
раскованности". В те годы это
не просто раздражало чиновников,
а выводило их из равновесия.
Давид Тухманов и Раймонд Паулс
обили немало порогов, защищая
артиста. И в 1984 году ему было
отдано уже целое отделение в
авторском вечере Паулса "Святая
к музыке любовь", проходившем
в том же концертном зале "Россия".
Вспомнили, наконец, что Валерий
Леонтьев - обладатель первого
приза Всесоюзного конкурса
исполнителей стран
социалистического Содружества и
первой премии "Золотого Орфея".
А тут и "перестройка"
подоспела. В 1985 году Валерий
Леонтьев получил премию
Ленинского комсомола - это уже
было официальное признание. В
том же году он ездил в составе
группы артистов в Афганистан, в
следующем - в Чернобыль, где
выступал в поселке Зеленый мыс. В
1987 году Валерий Леонтьев стал
заслуженным артистом Украины.
Наиболее крупные работы
Валерия Леонтьева - это: опера
"Джордано" [1988 год],
концертные программы "Поет
Валерий Леонтьев" [1982 год], "Я
- просто певец" [1982 год], "Бегу
по жизни" [1983] год, "Наедине
со всеми" [1985 год, "Звездный
сюжет" [1986 год], "Признание"
[1987 год] [дипломная работа по
окончании режиссерского
отделения Ленинградского
института культуры им. Н. К.
Крупской, которая была принята
на "отлично"], "Я, кажется,
еще не жил" [1990 год], "Полнолуние"
[1993 год], "В плену у Казановы"
[1995 год], "По дороге в Голливуд"
[1996 год], "Фотограф сновидений"
[1999 год], "Безымянная планета"
[2001 год], а также альбомы "Муза",
"Диалог", "Премьера",
"Бархатный сезон", "Дискоклуб-16",
"Я - просто певец", "Грешный
путь", "Дело вкуса", "Ночь",
"Полнолуние", "Последний
вечер", "У ворот Господних",
"Прикоснись", "Там, в
сентябре", "По дороге в
Голливуд", "Санта-Барбара",
"Канатный плясун", "Каждый
хочет любить", "Августин".
В 1991 году он сыграл главную роль
в фильме Г.Глаголева "Экстрасенс".
Свое давно заслуженное звание
"Народного артиста России"
Валерий Леонтьев получил лишь 9
марта 1996 года. Сегодня на эстраде
удерживать свои позиции, не
отставая от новых ритмов и
веяний, все труднее и труднее. Но,
как показывает практика,
российская суперзвезда и не
думает их сдавать.
|