ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

К.И. Куликов,  Ижевск

Рубеж XX-XXI вв. является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. Словно какой-то злой гений, коварный князь тьмы водит рукой вершителей судеб нашей страны, принуждая ее делать один шаг за другим, ведущим ее от одной катастрофы к другой. При этом не все народы обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять в этом разрушительном процессе. К таковым относятся, прежде всего, народы финно-угорского сообщества.

Современное состояние и задачи перспективного развития России в целом и одного из государ-ствообразующих ее компонентов - финно-угорских народов, в частности, обусловили тему данного доклада. При всем том, что все народы Российского государства переживают особые трудности, связанные с современными процессами, финно-угорские народы, в силу своей этнической особенности и исторических судеб, подвергаются особо тяжким испытаниям, ставящим под вопрос их дальнейшее существование.

Восточно-финские народы России (марийцы, мордва, коми-зыряне, коми-пермяки и удмурты) имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.

1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических отношений;

2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил: татаро-монгол (XII—XIII вв.), Казанского ханства (XIV-XV вв.), русского феодально-монархического колониального владычества (XVI-XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;

3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;

4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими. По данным «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.» 99,6 % мордвы проживало в сельской местности, из которых 98% занималось земледелием. Притом в 1905 г. 5708 частных и казенных владельцев имели 46,1 % земельного фонда современной Мордовии, а 175200 крестьянских хозяйств - 53,9 %, или в среднем на каждое крестьянское хозяйство приходилось по 2,5 десятины всех земель. Несмотря на это, российские монархи продолжали раздаривать мордовские земли своим фаворитам. Безземелье вынуждало более 100 тыс. взрослого мужского населения мордвы заниматься отхожим промыслом, а все население - мигрировать в поисках средств существования. С 1896 по 1910г. выехали для переселения в Сибирь свыше 200 тыс. чел.

В Коми крае 95 % площадей земель принадлежало казне. Частное землевладение составляло всего 0,07 %. Абсолютное большинство населения (99%) занималось земледелием, зверо-, рыболовством и оленеводством. Коми-зырянские и коми-пермяцкие крестьяне не пережили классического феодализма, считались государевыми. Среди удмуртов 98,9 % населения также было занято земледелием. Хотя здесь помещичье землевладение было небольшим (около 2 % от общих площадей), удмуртское крестьянство несло на себе тяготы государственной и заводской повинности в качестве непременных работников заводов. Они оставались таковыми даже после реформы 1861 г. и были освобождены только к концу XIX в.;

5. Общим для всех этих народов в дореволюционный период было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;

6. После Октябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности. Он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государств восточно-финских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром. Например, в среде 400 тыс. удмуртов Вятской губернии к концу XIX в. грамотных насчитывалось всего 20 тыс., а получивших образование выше начального - 23 муж. и 9 жен. Высшего образования не имел ни один удмурт. В России с 1822 г. действовал Царский Устав, не позволяющий инородческим племенам Сибири, к которым были причислены и восточные финны, присваивать дворянские звания. Следовательно, их детей не принимали в гимназии, открывающие путь в университеты, выпускники которых автоматически получали личные дворянские звания. 

Известно, что любой малый этнос в условиях современной России может сохраниться и развиваться при наличии пяти основных условий и факторов:

1. Территория и экологическая среда; 

2. Самоорганизация или самоопределение;

3.Экономические условия жизнеобеспечения; 

4. Свод нормативных и законодательных актов, охраняющих этот народ и определяющих его правовой статус; 

5. Наличие этнической или конфессиональной идеологии.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, но главным и определяющим из них является самоопределение.

В современной России происходит смена общественно-политической формации, взят курс на построение буржуазного общества, именуемого пока гражданским. В таком обществе любой этнос должен иметь, по крайней мере, четыре сословия: крестьянство и интеллигенцию, рабочих и буржуазию. Как известно, финно-угорские народы России были лишены в царское время возможности создать свою интеллигенцию и буржуазию.

При всем том, что царская Россия была угнетателем и колонизатором малых народов, она сохраняла для восточно-финских народов некоторые условия их существования, кроме отмеченных в пунктах 2 и 4. Но запрет на самоопределение в какой-то степени Россия возмещала тем, что позволяла функционировать органам самоуправления (у удмуртов - общинное самоуправление кенеш-совет), которые имели многофункциональное значение: пользовались и распоряжались землей и производственными объектами общественного назначения; исполняли фискальные и некоторые судебные функции; осуществляли страхование от стихийных бедствий всего общества и исполняли роль органа призрения к детям-сиротам, инвалидам и престарелым, оставшимся без кормильцев; принимали решения об отправлении общеродовых или общеплеменных религиозных обрядов, т.е. осуществляли идеологические функции. На моления, посвященные канонизированным средневековым богатырям и особо почитаемым богам Элену, Булде, Губеру, Идне, собирались тысячи удмуртов. Здесь воспитывались национальное и религиозное самосознание, этнопатриотизм. И если восточно-финские народы в условиях жесточайшей эксплуатации, экономического, религиозного, политического подавления, сплошной неграмотности в течение многих веков сумели сохранить себя как этносы, сберечь язык и культуру, не последнюю роль сыграли в этом те условия, которые, хотя и в усеченном виде, были утверждены для них в царской России в качестве обычного права.

Социализм для финно-угорских народов явился прогрессивно-революционным историческим этапом в их судьбе. Советская власть создала государственность этих народов, осуществив право на самоопределение и приняв свод законов, защищающих их права. В результате за короткий промежуток времени восточные финны продемонстрировали удивительную пассионарность: осуществили культурную революцию, создали национальную интеллигенцию, частично урбанизировались, в основной своей крестьянской массе приспособились к условиям ведения коллективного хозяйства в колхозах и совхозах, возвратив и внедрив в их деятельность многие функции общинного самоуправления.

В то же время, в связи с усилением военно-промышленного комплекса, освоением месторождений нефти и газа и других природных богатств, на территорию проживания этих народов произошел приток огромного количества представителей других народов. Удельный вес коренных народов в пределах государственных образований все более снижался. Идеологические установки на создание новой исторической общности — советского народа - насаждали приоритеты общесоветского, что вело к игнорированию национального. В результате усилились ассимиляционные процессы, системно развивался национальный нигилизм. По итогам переписей 1939 и 1979 гг., т.е. за 40 лет, количество удмуртов, насчитывающих в Удмуртской Республике около 500 тыс. чел., увеличилось всего на 100 чел. Это было прекрасной демонстрацией того, что народ, которому в этом обществе живется дискомфортно, стремится мимикрировать и переходит в престижную нацию.

Так называемая перестройка и проводимые в ее рамках реформы в корне изменили общественно-политическое и экономическое положение финно-угорских народов. В соответствии с Конституцией РФ (1993) эти и другие народы России теперь не являются субъектом права, не имеют права на самоопределение и даже на защиту собственных интересов. Они не могут защитить территорию обитания - историческую родину от грабежа и распродажи. Их государственность стала, скорее, призрачной фикцией чем реальностью. Идет последовательное сокращение функций национально-территориальной государственности, утвержденных при ее создании, осуществляется вымывание кадров коренных народов из представительных и исполнительных органов управления. В нынешнем составе Государственного Совета Удмуртской Республики депутатов-удмуртов насчитывается всего 11%, а представителей капитала и связанных с ним высших чиновников около 75%.

В судьбе бывших земледельческих народов наиболее жестоко и пагубно отразилась проводимая в России приватизация. Эти народы, не имеющие исторического опыта борьбы в условиях капитализма, сохраняющие до сих пор ментальность языческих детей Природы, не могли проявить себя хищниками и грабителями при создании дикого криминального капитализма в России. К тому же среди руководителей заводов и фабрик, получивших бесплатно У/о стоимости акционируемых предприятий, что стало стартовым капиталом для дальнейшего захвата этих предприятий, очень мало было представителей мордвы, марийцев, коми и ни одного удмурта. На все заводы военно-промышленного комплекса союзного и российского подчинения Республик Марий Эл, Коми и Удмуртии руководящий состав подбирался в Москве и в основном направлялся со стороны. Выдвижение технической интеллигенции из удмуртов даже в условиях советской власти, пытающейся установить принцип этнической представительности в обществе, практически было невозможно, так как в течение всего периода существования Ижевского технического университета (с 1952 г.) количество студентов-удмуртов там не превышало 6%, и почти все они распределялись в другие края и области. В Ижевске и других промышленных центрах республики они были лишены протекционизма со стороны государственных органов и влиятельных лиц, определяющих кадровую политику. Они не имели также необходимых бытовых условий. В результате среди нынешних владельцев заводов и фабрик, даже средних городских бизнесменов, не оказалось ни одного удмурта.

Отторжение коренных народов финно-угорских республик от политической и экономической власти, общественной собственности явилось одним из главных антисоциальных и антинациональных явлений в современной России и основным условием образования буржуазного класса. Почти все нынешние олигархи, которые теперь заняли прочное место в политической жизни и государственном управлении, накопили свои капиталы не в производстве материальных благ, а прокручивая огромные государственные кредиты по низким процентным ставкам, наживая при этом астрономические прибыли до одной и более тысячи процентов годовых. Такого страшного грабежа, такой социальной дифференциации по этническому признаку мир до сих пор не знал. Все усилия народов по выравниванию своего культурного и экономического уровня были сведены на нет.

Творческая и гуманитарная интеллигенция восточно-финских народов была обманута и ограблена различными чековыми фондами и финансовыми пирамидами, действующими под протекцией государства. В результате она не имеет никакой доли в акционерном капитале. Рабочие и средний технический персонал заводов и фабрик были вынуждены реализовать свои акции по баснословно дешевым ценам, так как новые хозяева заводов, воспользовавшись устранением всяких ограничений на размер заработной платы, установили для себя огромные оклады и премии, большинство рабочих уволили, а оставшимся годами не выдавали заработную плату, т.е. фактически осуществляли двойной грабеж: за счет средств рабочих и служащих скупали их акции. Основной целью новых хозяев было не развитие производства, а овладение контрольным пакетом акций предприятий, перекачивание награбленного в иностранные банки.

В ходе первого этапа приватизации более 60% промышленных предприятий, среди которых и объединение «Ижмаш», входящее по объему производства и количеству работающих в первую пятерку заводов страны и являющееся основным источником бюджетных средств Удмуртии, было распродано. Завод, который строился на плечах многих поколений жителей Удмуртии в течение 250 лет, перешел к новым хозяевам, не вложившим в его развитие ничего. Но новые хозяева, включая и удмуртское государство, даже при желании не были в состоянии реанимировать его производство, так как российское государство лишило завод заказов, не расплачивалось за поставленную продукцию. Таким же образом был захвачен редукторный завод г. Ижевска, поставляющий свою продукцию при советской власти в 70 стран мира, имеющий столетнюю историю. Удмуртское правительство сохранило за собой всего 8% акций этого завода. Суммы дохода от всех приватизированных предприятий в пересчете на каждого жителя Удмуртии не хватило даже на приобретение одной булки хлеба.

Настоящий грабеж осуществлен и в отношении недр Удмуртии. Нефть, добываемая при советской власти в количестве 8-10 млн. т в год (в пересчете на душу населения больше, чем в Татарии), уже не является собственностью народа: 86% акций главного нефтедобытчика - объединения «Удмуртнефть» принадлежит кампании «Сиданко», не вложившей никаких инвестиций в промышленность Удмуртии. В Коми республике основным хозяином нефти становится "Лукоил".

Сельские жители восточно-финских народов, живущие на селе (около 65% мордва, мари, коми и удмурты; около 80 % коми-пермяки), в ходе приватизации также пережили настоящую трагедию. В коми-пермяцком крае, превращенном в сырьевой придаток экономики Пермской области, где было всего 6% перерабатывающей промышленности и где местное население в основном было занято в леспромхозах, с началом приватизации почти все леспромхозы были закрыты, так как в погоне за легкой прибылью лесоторговцы начали разрабатывать близлежащие к центру лесные массивы. Началась настоящая деградация края.

Президент России Б.Н. Ельцин издал четыре указа, касающихся земельных отношений в стране. Основным их содержанием является приватизация земли. По указу № 337 от 7 марта 1996 г. 120 млн. га земли распределено в частное владение. Притом она может быть распродана кому угодно, в том числе и иностранным гражданам. Насаждение фермерского хозяйства с предоставлением новоиспеченным сельским хозяевам беспроцентных кредитов и полное прекращение кредитования коллективных хозяйств были направлены на фактическое разрушение колхозов и совхозов, комплексов промышленного животноводства и птицеводства и создание помещиков. Только в 1993 г. кроме бюджетных средств фермерским хозяйствам Удмуртской Республики, которых тогда насчитывалось 3500, было выделено 15 млрд. руб. кредитов, фактически превратившихся в щедрый дар, так как впоследствии эта сумма была пролонгирована, а затем списана за счет средств бюджета, т.е. налогоплательщиков. Кроме того «фермеры» захватили колхозно-совхозную технику по остаточной стоимости, и фондовооруженность их стала больше, чем у общественного производства на 320%. При этом на один рубль фондов одним работающим было произведено в коллективных хозяйствах на 254% больше. Захватив 15 % земли, фермеры выпустили всего 2% общей продукции. В Коми крае фермеры производят меньше одного процента от общего объема сельскохозяйственной продукции. В настоящее время абсолютное большинство фермеров перешло на самообслуживание или торгово-сбыточную форму бизнеса. Настоящих товаропроизводителей на каждый район осталось всего 3-5 хозяйств.

Пока Государственной Думе удалось предотвратить катастрофу, но надолго ли хватит у российского общества выдержки и стойкости? Президентское окружение из новоиспеченных олигархов навязывает стране референдум по принятию закона о продаже земли. Новый президент, будучи в Орле в сопровождении олигарха Б.А. Березовского, заявил, что назрела необходимость принятия базового закона о земле, в котором были бы определены основные условия операции с землей, в том числе и система купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения и ипотеки. Нетрудно предположить, что у российского общества опять не хватит мудрости, чтобы оградить себя от очередной трагедии. Земля, став объектом свободного рынка, вскоре станет собственностью банков, богатых помещиков и спекулянтов. Также не трудно предвидеть, что принятие этого закона для финно-угорских и других земледельческих народов обернется настоящей катастрофой. Они, в первую очередь, будут лишены не только средств производства, следовательно, экономической основы своего существования, но и исторической родины. Лишившись земли таким же способом, как лишились своих акций рабочие и интеллигенция, крестьяне будут вынуждены идти по миру в поисках средств существования или умирать с голоду. Дисперсное распыление приведет к физическому и ассимиляционному вымиранию этносов.

Экономическое и социальное обнищание народа в конце XX в. сравнимо лишь с периодом кризиса начала 1920-х гг., когда Россия, пережив семь лет войны, подверглась стихийному бедствию - небывалой засухе. Промышленное и сельскохозяйственное производство Удмуртии к 1999 г. по сравнению с 1990 г. сократилось вдвое. Впервые в истории на селе появилась безработица. Многие крестьяне живут в основном за счет натурального хозяйства приусадебного участка, годами не получая зарплаты в общественном производстве. В сельскохозяйственной отрасли Марий Эл заработная плата за 1999 г. была на 36 % ниже среднереспубликанского уровня. Отсутствие денежных средств приводит к тому, что люди не в состоянии ехать в город для получения медицинской помощи и умирают от таких болезней, которые могли быть излечены. Они не в состоянии направлять своих детей на учебу. В результате удельный вес студентов-удмуртов в вузах республики снизился с 33 % в 1980-е гг. до 14% в конце 1990-х гг. В перспективе с введением платной системы обучения удмуртских крестьян некому будет учить, некому лечить, некому ими управлять.

Ко всем бедам их ожидает еще интеллектуальная деградация. Общий кризис, насаждающий в народе голод, болезни, алкоголизм и наркоманию, психическую неустойчивость и напряженность, приводит к повышенной смертности. В 1999 г. в Республике Марий Эл родились 6,5 тыс. чел. и умерло 10,6 тыс. чел. В Удмуртской Республике число родившихся на 1000 населения с 1987 по 1998 г. снизилось с 17,2 до 9,1, смертность соответственно увеличилась с 10,5 до 13,5. Население Коми края также устойчиво сокращается на 4-5 тыс. чел, в год. В ходе реформ ежегодно возрастала суицидность, которая в среде мужчин удмуртов в 1996 г. дошла до небывалого уровня - 174 на 100 тыс. человек и лишь с 1997 г. начала несколько снижаться, но сохранялась на самом высоком уровне в России: в 1997 г. - 121,6; в 1998 г. - 107,6. Притом на селе, где в основном проживают удмурты, этот коэффициент среди мужчин в 1998 г. составил 132,7. Среди сельского населения доля мужчин, умерших в трудоспособном возрасте, составила в 1997 г. 44,5 %, в 1998 г. - 43,1 %.

Таким образом, в истории финно-угорских народов России, оказавшихся в ходе реформ 1990-х гг. на самой низшей ступени социальной пирамиды, не было более опасной ситуации, чем сегодняшнее их положение. И самое прискорбное при этом - они не имеют юридической базы для самозащиты. Если в ближайшее время не будет проведена конституционная реформа в РФ и утверждены нормативные акты по защите малочисленных, прежде всего земледельческих, народов, не будут приняты меры по социальной ориентации политики и экономики страны, будущее исчезновение финно-угорских народов с лица земли избежать невозможно.

Требования и предложения, которые сегодня исходят от встревоженной элиты финно-угорских народов России, тщетно пытающейся освоить стратегию борьбы за «этническую мобилизацию», возрождение и развитие, в основном проистекают из норм традиционного обычного права, соотнесенных со стандартами, вырабатываемыми на международном уровне. Главное из них связано с реализацией их прав на территорию своего исконного обитания. Но законодательная база ни в одной из финно-угорских республик России не содержит каких-либо норм, регламентирующих индивидуальные и коллективные права коренных народов. Конституция России содержит упоминание о коренных народах, но отсутствует юридический механизм их политического представительства в органах государственной власти. Кроме того финно-угорские народы, «имеющие собственные» национально-государственные образования и считающиеся титульными этносами, фактически лишены специальных прав на свою государственность, территорию проживания, ее недра, на средства производства и национальное богатство в любом его виде. Этот антинацменовский антиправовой механизм, похоже, выработан особо тщательно и иезуитски изощренно, с тем, чтобы легче было приватизировать все, вернее, ограбить все, что имеется на землях проживания национальных меньшинств. Поэтому конституционная реформа в России, обеспечение правовых, организационных и материальных условий жизни коренных народов является не только непременным условием их существования, но и в немалой степени - существования самой России.

Современная политическая элита России, включая и коммунистов, разрабатывает русскую идею, включающую в себя предложения по деэтатизации (разгосударствление) национальных регионов. При этом любители глобализации ставят на одну доску и чеченцев, и чукчей, и финно-угорские народы. Создается особый пси-фактор, пугающий, прежде всего русских, разрушением России в результате активизации суверенизационных и сепаратистских тенденций в национальных регионах, как известно, спровоцированных Центром в начале 1990-х гг., но уже давно канувших в лету. В законодательном порядке насаждается политика выравнивания прав регионов России, что в конечном итоге ведет к бесправию коренные и малочисленные народы. При всем этом вновь возникают публикации, модные в 1930-х гг., об опасности создания «Великой Финляндии» от Балтики до Енисея.

В этих условиях как средство самозащиты от метрополизирующегося Центра в национальных регионах необходимо развивать идеологию регионального патриотизма. Все народы, проживающие на этой территории, на основе государственности, общей собственности (земли и ее недр, производственных и социально-культурных объектов и т.д.) должны объединить свои усилия в борьбе против грабительских действий олигархического капитала и антинацменовской политики и идеологии.

Россия сегодня находится на перепутье. Вопрос времени - то ли она пойдет по пути совершенствования государственности коренных народов на основе принципов подлинного федерализма, обеспечивающих необходимое сочетание самостоятельности регионов с целостностью Российского государства и способствующих национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов всей России, следовательно, и расцвету ее, то ли она под лозунгом совершенно объективного в нынешних условиях лозунга укрепления государственности, "диктатуры закона" вновь станет унитарным государством с авторитарной системой управления и подавит всякое национальное в угоду торжествующему олигархиче-

cкому компрадорскому капитализму, что, несомненно, приведет ее к исчезновению с мировой арены. Отсюда - задача сохранения и развития земледельческих народов, сохранения самой России.

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz