КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА И «СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» ЕВРОСОЮЗА

Пекка Кауппала, Хельсинки

"Северное измерение" по существу является большим геостратепическим проектом Европейского Союза, который должен соединить стратегические интересы Европы с задачами безопасности России и перспективами здорового экономического развития всего Севера Европы и частично Западной Сибири'. Стратегические интересы Европы тесно связаны с добычей энергоносителей, в частности - газа. Северная Россия обладает самыми большими в мире запасами газа. Их объем во много раз больше того, что сама Российская Федерация может использовать даже при самых благоприятных прогнозах ее развития.

Еще в 1994 г. бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари, выступая в университете Тарту, в подробностях обрисовал перспективы "Северного измерения", которое теперь органично вписалось в политическую доктрину Евросоюза. Временной проблемой является то обстоятельство, что структуры Евросоюза в нынешнем напряженном периоде создания единой евровалюты еще не могли решить вопрос о конкретном финансировании "Северного измерения" из своих средств. Однако поскольку «Северное измерение» рассчитано стратегически на длительный временной отрезок, то эта задержка не является значительной.

Финляндия, председательствовшая во второй половине прошлого года в Евросоюзе, энергично содействовала и намеревается содействовать развитию конструктивных отношений между ЕС и Россией.

В программе "Северного измерения" преимущественное внимание уделяется созданию благоприятных предпосылок для инвестиций на Севере России. Таким образом, она является программой стабилизации экономических, инфраструктурных и социальных условий Российского Севера. Такая стабилизация вряд ли возможна без учета роли коренных народов Севера, хотя их доля от всей численности населения Севера (мы имеем в виду территорию от Карелии до Таймыра) составляет только 12%. При этом 60% всей данной территории находится в их использовании. Все проблемы, связанные с добычей энергоносителей, особенно экологические, касаются именно коренных народов. Между тем в официальных документах по "Северному измерению" коренные народы Севера России упоминаются пока один раз.

В ноябре прошлого года, когда председательство Финляндии в Европейском Союзе подходило к концу, в Хельсинки состоялась Конференция министров иностранных дел стран-членов ЕС и стран взаимодействия по "Северному измерению". В материалах конференции, в частности, при обсуждении нового предложения Гренландии о создании так называемого "Арктического окна" для "Северного измерения"2 отмечается: "Конференция считает арктическое окно "Северного измерения" Европейского Союза дополнительным побудительным стимулом для развития тесных связей между Евросоюзом и арктическим сотрудничеством. Арктическое окно может также повысить интерес к коренным народам в ходе сотрудничества в рамках "Северного измерения"3.

Все сказанное правильно, однако европейцам надо помнить, что коренные народы находятся не только в арктических регионах, но и на всей территории Севера России. С нашей точки зрения, вопрос об уважении к интересам коренных народов и сотрудничестве с ними нужно рассматривать активнее и включить в программу "Северного измерения". Для того, чтобы избежать в будущем каких-либо коллизий, нужно уже сейчас при разработке планов будущих экономических проектов, экологических и гуманитарных для Севера России обсуждать их с местными народами и максимально привести в соответствие с интересами последних. На это обращалось специальное внимание на научном семинаре по «Северному измерению» в Сыктывкаре еще в 1998 г.4

Особого внимания и изучения заслуживает, как нам кажется, модель государственной национальной политики Республики Коми, в которой стабилизация общества достигается на основе уважения прав коренных народов и активного участия всех групп населения в политической дискуссии. По моей оценке, именно в Коми в 1990-х гг. особенно успешно реализованы задачи по стабилизации, поэтому республику можно рассматривать как пример удачного решения национальных вопросов на Севере России. Подобный позитивный опыт можно найти еще, например, в Ханты-Мансийском автономном округе, где принят удачный закон о создании родовых угодий.

В некоторых случаях, наоборот, недостатки в решении национального вопроса в настоящее время только усугубляются, даже по сравнению с довольно печальным опытом Советского Союза времен Брежнева. Например, в Карельской республике продолжается русификация в школах и детских садах, а издание книг на национальных языках почти прекращено. Несколько недель назад Комиссар по правам национальных меньшинств Совета Балтийского моря Оле Есперсен был вынужден обратиться к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой прокомментировать ставшие ему известными нарушения прав коренных народов в Карелии.

Я думаю, не случайно, что такой прогрессивный регион, каким является Республика Коми, был первым на Севере России, который самостоятельно проявил интерес к проекту "Северное измерение" и активно помогает разрабатывать его на научно-практической основе. Убедительным показателем этого был первый в российском регионе научно-практический семинар по "Северному измерению", который проводился в Коми республике в октябре 1998 г. под руководством Главы Республики Ю.А. Спиридонова, полномочного представителя Президента России в РК, профессора А.А. Попова и директора института ЯЛИ Коми научного центра УрО АН России А.Ф. Сметанина 3. В июне этого года в Сыктывкаре в рамках «Дней Финляндии в Коми-2000» будет организован уже межправительственный Форум по «Северному измерению».

В заключение следует сказать, что "Северное измерение" должно стать первым широкомасштабным созидательным проектом единой внешней политики Европейского Союза. Проект "Северное измерение" нуждается при этом в программе, посвященной коренным народам, учитывающей их интересы в связи со всеми направлениями проекта. При создании такой программы нужно особенно изучить опыт Коми республики в области решения национального вопроса. Без этого может возникнуть угроза деформации экономических проектов по эксплуатации сырьевых ресурсов, без учета местных нужд и особенностей. Кроме того, при реализации проекта "Северное измерение" следует как вспомогательную использовать позитивную энергию финно-угорского сотрудничества, например, имея в виду планируемый в Хельсинки в декабре 2000 г. третий Всемирный конгресс финно-угорских народов.

 

 

' О концепции "Северного измерения" см. сб. "Северное измерение" в политике Евросоюза и Российский Север. Материалы международного научного семинара (Республика Коми, г. Сыктывкар, 29-30 октября 1998г.) - Сыктывкар, 1999; Ред. А.А.Попов и П.Кауппала.- О геостратегических идеях вокруг "Северного измерения" см.: Кауппала Пекка. Северное измерение и геополитика. Сдано для публикации: Международный диалог/ International dialogue. 2000/2.

2 Речь премьер-министра Гренландии Йонатана Моцфельда. - Foreign Ministers' Conference on the Northern Dimension,Helsinki, 11-12 November 1999. A Compilation of Speeches. (Ed. Marja Nissinen). Jyvaskyla 2000, c.91-92.

3 Конференция министров иностранных дел по Северному Измерению. Заключения председательства. Хельсинки, Финляндия. 11-12 ноября 1999г., с. 8.

4 См.тезисы докладов Е.А.Айпина из Ханты-Мансийска, А.И.Таскаева и Н.А.Нестеровой в сб. "Северное измерение в политике Евросоюза и Российский Север".-Сыктывкар, 1999.

5 См. сноску 1.

 

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz