СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РЕСУРСНОГО ТИПА

В.Н. Лаженцев Сыктывкар

В связи с исторической этнокультурной и социологической направленностью нашей конференции мне хотелось бы подчеркнуть некоторые особенности отечественной экономической науки. Для нее характерен широкий обществоведческий подход к решению конкретных народнохозяйственных вопросов. Более того, она склонна экономическую увязывать с философско-методологическими подходами к историческому вектору развития, с социально-психологическими характеристиками человека и сообществ. В трудах русских экономистов нередко можно видеть своеобразный комплекс, в который наряду с капиталом вещественным, материальным благосостоянием, включается капитал нравственный. Моральные и этические основы политико-экономических исследований считаются не менее важными, чем сама политика или экономика. Много внимания уделяется национальным особенностям народного хозяйства, которое в свою очередь представлялось в виде метасоциальной конструкции, включающей не только производство как таковое, но и природу, культуру, нравы, обычаи, социальные связи и т.п. Все это мы можем обнаружить в трудах Н.С.Мордвинова, И.К.Бабайа, И.И.Янжула, С.Н.Булгакова, М.И.Туган-Барановского, П.Б.Струве и ряда других ученых-экономистов XIX — начала XX в. (Русские экономисты: XIX - начало XX века). - М., 1998).

Указанное историческое наследие не прошло даром. Оно проявляется и в современных условиях. Так, представители Отдела экономики РАН защищают позиции "человеческой экономики". Ими поставленный на общественное суждение вопрос - разве можно проводить реформы во вред большинству граждан нашей страны? - звучит вовсе не риторически. Это вопрос чести и совести, имеющий исключительно важное значение для судеб нашей страны. Без чести и совести, а значит, и без культуры хозяйствования, мы обречены на низшие формы производственных отношений. Их можно характеризовать как компрадорские - поддержка иностранного капитала в обмен на валютную ренту, достающуюся олигархам и верхним слоям государственных чиновников. Условием существования низших форм являются деиндустриализация, иррациональность, диспаритет и неэквивалентность, теневая экономика, зависимость от иностранной "помощи", безработица, чрезмерное социальное расслоение, круговое недоверие, политическая напряженность - именно то, что мы наблюдаем в нашей стране. Но существующее кому-то же полезно? Да, компрадорской буржуазии. Можно ли к ней обращаться с призывом к честности? Не уверен, но (как в свое время писал И.И.Янжул): "... все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить существование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения" (Экономическое значение честности: забытый фактор производства). — М., 1912.- С. 8-9). Отечественные ученые-экономисты нашего времени (Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, С.Ю.Глазьев, А.Г.Гранберг, 

В.М.Макаров, Д.С.Львов, А.Д.Некипелов, Н.Я.Петраков, А.И.Татаркин, Н.Б.Федоренко и многие другие), проводя эту линию в современных условиях реформирования политической и экономической систем, особенно подчеркивают роль государства в соблюдении именно общественных интересов. Низшим формам производственных отношений они противопоставляют высшие формы - неоиндустриализация и переход к новым технико-экономическим укладам производства, интеграция производительных сил для повышения уровня жизни населения, экономическое равноправие, разнообразие форм собственности, добросовестная конкуренция. Ученые-экономисты считают своим долгом четко определить свою гражданскую позицию относительно настоящего и будущего России. Примером тому служат книги академика Л.И.Абалкина: «К самопознанию России» (1995), «Зигзаги судьбы: разочарования и надежды» (1996), «Отложенные перемены или потерянный год» (1997), «Выбор за Россией» (1998).

Проблема ориентации на "человеческую экономику", окрашенную категориями нравственности, особенно актуальна для северных регионов. Здесь логика в принципе не подходит. С ней можно привести Север в состояние безнадежно потерянной территории. Север имеет не только "ранимую" природу (механически поврежденная почва не восстанавливается десятками лет), но и весьма чувствительный общественный уклад жизни (для него характерны проявление коллегиальности в большей мере, чем в других местах, широкое распространение бытового права, особенно в области природопользования, соединение современной хозяйственной деятельности с обычаями и традициями, широко представленные этнокультурные аспекты экономики коренных и малочисленных народов).

Северян тревожит поведение руководителей хозяйственных структур, особенно внешних инвесторов. Замечено, что с ростом доли внешнего управления в северных регионах усиливаются негативные • оттенки жизни: нарушается экологическое равновесие, возрастает степень социального неравенства, растет уровень безработицы и т.д.

Особенно заметно некорректное поведение руководителей и администрации предприятий относительно территориального обустройства и исполнения своих обязательств перед бюджетами. Их целевая установка - сокрытие доходов, увод приватизированной задарма государственной собственности в сектор теневой экономики, в собственный карман, вплоть до способствования банкротству своих предприятий. Скрывается объем фонда заработной платы и доходов по дивидендам, большая часть которого раздается в конвертах, а отсюда огромные недоимки подоходного налога и социальных налогов (пенсионных, медицинских и др.). Весьма распространено мошенничество через посредников, в том числе иностранных, когда товар продается по заведомо низкой цене, перепродается в другом месте, зачастую за границей, но уже по рыночной цене; разница утаивается от государства и делится по цепочке соучастников. По ориентировочной оценке 60% природно-ресурсной ренты с северных территорий уходит в завуалированной, в том числе и воровской, форме, не возвращаясь обратно.

Ко всему сказанному в последнее время добавилась еще одна форма ущемления интересов Севера - корпоративное ценообразование и использование толлинга (работа обрабатывающих предприятий на давальченском сырье добывающих предприятий с распределением доходов с конечного продукта). Создание корпораций - дело хорошее; оно способствует технологическому развитию, межотраслевой и межрегиональной интеграции, кооперированию и комбинированию производства. Но в данном случае технологические аспекты должны быть особенно тщательно увязаны с экономическими. Нельзя допустить, чтобы северные предприятия, находясь в составе какого-то холдинга, компании, продавали сырьевые ресурсы по низким ценам под залог получения будущих доходов с продажи, скажем, алюминия или бензина. Предприятия в данном случае ущемлены в какой-то мере чрезмерной зависимостью, но еще в большей мере страдают территории, которые при такой схеме остаются финансово оголенными. Все это требует дополнительного нормативно-законодательного регулирования.

Для Севера весьма важное значение имеет правильное, честное, оформление отношений между государством и предприятиями, между центром и регионами. Эти два направления отношений взаимосвязаны. Их развитие во многом зависит от научного объяснения экономических категорий.

Главной для экономики является категория стоимости. В ее смысл вкладываются пропорции расширенного общественного воспроизводства, которые в свою очередь определяются как рыночными отношениями, так и государственным регулированием. Подчеркнем значение тезиса о том, что стоимость товара образуется не из суммы частных издержек, плюс нормальная прибыль, плюс налоги, а от соотношения с меновой стоимостью других товаров в зависимости от потребительских свойств продукции и ценностных ориентиров общества во всей системе товарооборота, и, конечно, в зависимости от среднего межотраслевого уровня организации производства, его научно-технической подготовки, производительности труда. В стоимости конкретного товара заложена и цена социальных издержек, в том числе на оборону, культуру, образование, науку и т.п. Государство вступает во взаимоотношения с предприятиями именно с этими мерками.

Государственная логика примерно такова: рыночная экономика предопределила цену конкретного товара, скажем, на уровне 100 у.е. Мировая практика показывает, что воспроизводственные пропорции относительно этого товара складываются так: 40 у.е. общественные потребности, 15 - транспортные и трансакционные издержки, 10 - нормальная прибыль, 35 - частные (внутрипроизводственные) затраты. Государство согласно выдать лицензию предприятию по выкупу указанного товара, если оно (предприятие) выполняет в части экономики выше обозначенные пропорции.

Логика предприятия: побольше списать на издержки, в том числе на доходы руководителей и работников, занизить налогооблагаемую прибыль, увести часть активов в посреднические структуры, манипулировать ценой в системе корпоративных структур. Тогда оно выходит перед государством с пропорциями: 50 у.е. - частные издержки, 25 - транспортные и трансакционные, 5 - нормальная прибыль, 20 - на общественные потребности. В них искажены некоторые рыночные отношения и занижена роль самого предприятия в общественном воспроизводстве. В таком случае государство вправе не выдавать лицензию или отозвать ее. Конечно, если само государство не коррупировано.

Деятельность любого предприятия базируется на национальном богатстве; каждое предприятие является частью этого богатства; предприятие обязано следовать логике расширенного воспроизводства национального богатства и развития социальных отношений, соответствующих цивилизованному государству. Частные издержки оно должно заранее определить как приемлемые с общественной точки зрения. Это тем более относится к добывающим (горнорудным, угольным, нефтяным, газовым, лесным) предприятиям.

Север имеет преимущественно сырьевой профиль. Поэтому выше обозначенная государственная логика распределения стоимости товара на составные части имеет здесь дополнительный смысл новых подходов к теории формирования и распределения природно-ресурсной ренты.

Проблема природно-ресурсной ренты, как показано в работах Отдела экономики РАН и особенно в трудах академика Д.С.Львова, является одной из ключевых сфер общероссийских народнохозяйственных проблем. Именно она более всего отражает северную специфику выше обозначенных отношений. На правильном решении этой проблемы может базироваться концепция ресурсной трансформации, то есть целенаправленного и эффективного "превращения" природных ресурсов в ресурсы производственные, финансовые и социальные. С логикой поэтапного решения этой проблемы связано доказательство того, что современные отношения государства с северными регионами должны строиться на компенсационном принципе.

Компенсация в данном случае означает:

-возврат Северу недополученных им собственных же доходов в результате несовпадения устройства действующей финансово-бюджетной системы с объективными началами образования, распределения и перераспределения природно-ресурсной ренты. Значительная часть доходов "снимается" в других регионах и крупных финансово-банковских центрах, главным образом в Москве. Здесь проявляются особенности современной структуры налогооблагаемой базы федерального, региональных и местных бюджетов и действие скрытых ценовых трансфертов, что в какой-то мере обусловлено объективными причинами нарушения сопряженности технологических структур и стоимостных пропорций в добывающих и обрабатывающих отраслях хозяйства страны;

-возмещение Северу украденных у него доходов в ходе недобросовестного поведения руководителей предприятий, о чем сказано выше. Если государство не способно защитить интересы населения ресурсных регионов и избавить их от эксплуатации олигархов и различного рода коммерсантов, то оно должно хотя бы частично компенсировать свою недееспособность через бюджетные трансферты.

В итоге можно утверждать, что с учетом двух отмеченных выше обстоятельств государство вынуждено играть роль посредника в сфере оборота финансовых ресурсов с компенсацией Северу недополученных им доходов. Эта функция может постепенно затухать при условии изъятия природно-ресурсной ренты у источника ее образования и ее распределения на основе более полного учета потребностей северных регионов без ущерба, конечно, общегосударственным потребностям.

Отечественная экономическая наука, благодаря ее общечеловеческому подходу к оценке приоритетов развития народного хозяйства, по-особому трактует принцип регионального протекционизма. Применительно к Северу эта трактовка имеет следующий смысл. В России проживает не более полутора миллионов человек, отнесенных к коренным малочисленным народам Севера: ненцы, ханты, манси, эвенки, коряки и другие - всего 32 народности. Их культура, язык, обычаи - самоценны и составляют часть национального богатства страны. Утрата ее - это большой грех перед мировым сообществом. Экономика должна быть соподчинена с функцией сохранения этого достояния. Здесь нельзя исходить лишь из расчета прибыли или других эффектов. Государство в состоянии материально и морально поддержать малочисленные народности, не расчитывая на сиюминутную выгоду. Но, с другой стороны, оно не должно играть роль поводыря. Необходимо экономически рассчитать параметры и создать условия для товарного рентабельного производства в рамках традиционных отраслей хозяйства. "Большие" народы Севера - карелы, коми, якуты — также нуждаются в государственной поддержке, но не в рамках протекционизма, а в условиях "стандартного" рынка и границах собственной государственности (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия).

Протекционизм распространяется не только на территории, но и непосредственно на товаропроизводителей. Северные предприятия в силу объективных природно-экономических условий медленно приспосабливаются к рыночным отношениям, тем более - к неорганизованным, стихийным, лишенным добросовестности. В данном случае протекционизм реализуется через транспортных тарифов, тарифов на тепло и электроэнергию, ставок налогообложения, через выделение целевых субвенций и льготное кредитование северного завоза.

Оба указанных принципа требуют детализации нормативной и правовой базы северной специфики. Для этого в Институте социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, в Институте экономических проблем Кольского НЦ РАН (этот институт длительное время возглавлял выдающийся экономист — северовед, член-корреспондент РАН Геннадий Павлович Лузин, трагически погибший недавно в автомобильной аварии) и других институтах и центрах проводится оценка свойств северности - холодовой дискомфортности, периферийное™, ресурсности — и их воздействия на жизнь и работу населения. В этом заключается нордификация хозяйственной деятельности.

Соединение экономического и нравственного подходов к общественному развитию особенно ярко проявляется в рассмотрении проблемы создания на базе природно-ресурсной ренты особого рода траст-фондов — фондов будущих поколений. В нашем институте (ИСЭПС Коми НЦ УрО РАН) эта проблема изучается и мы, конечно, по мере своих сил будем содействовать Главе и Правительству Республики Коми правильно организовать такой фонд. Но вместе с тем обращаем внимание на ряд обстоятельств, как раз, связанных с вопросами этики, морали, честности.

Главная угроза будущему фонду — коррупция бюрократизм и неподотчетность перед нациями. Это современный общероссийский фон, не позволяющий надеяться, что хорошая идея фонда будет искажена и использована для частного обогащения. Именно такого рода фонды требуют бескорыстия и честного служения обществу. Имеются и другие опасности (см. В.Н. Лаженцев Народнохозяйственный подход к развитию минерально-сырьевого комплекса Европейского Северо-Востока // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития - 2000 - № 1.), но отмеченная является основной.

В своем докладе я не мог охватить многих вопросов социально-экономического развития Севера. Но этот недостаток поправим. Тем, кто интересуется указанными проблемами, можно рекомендовать книгу "Человек на Севере: условия и качество жизни" (Сыктывкар: КЕПС РК, ИСЭПС Коми НЦ УрО РАН, 1999). В ней по материалам одноименной конференции многие проблемы социально-экономического развития всех северных территорий России изложены достаточно подробно.

 

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz