Материалы на конкурс рубрики «Моя семья» газеты «Красное знамя» об интересных событиях представителей трех поколений, объявленный в честь 80-летия Республики Коми.

 

 

 

В. А. Попов (Сыктывкар),

 доцент Коми государственного

 пединститута

 

 

Какие разные дороги ...

Часть 1.

Это было в сентябре 1939 года. Моего отца Александра Ивановича Попова, тогда учителя Спаспорубской школы, Прилузский райвоенкомат призвал в ряды Советской Армии. Сборный пункт для призывников южных районов Коми находился в те годы на железнодорожной станции Мураши, находившейся более чем в сотне километров от места проживания героя рассказа. Ясно,  что  тогда не было того прекрасного шоссе Сыктывкар-Киров, по которому сегодня комфортабельный «Икарус» может доставить путешественника до Мурашей за полтора часа. Из Спаспоруба призывались два человека. Утром, в день отправления, конечно, было застолье, проводы. Выехали уже днем на телеге и успели добраться лишь до села Занулье. После ночевки там уже другой возница (снова на телеге) довез их до райцентра - села Объячево. Здесь Александра встретила сестра Афанасья, но группа призывников Прилузского района в тот момент уже должна была отправляться - на сей раз на грузовике, в кузове. По пути следования располагалось большое старинное село Ношуль, в котором А.И. родился и закончил семилетку ШКМ. Здесь  поджидали все его родные, но проводы  устраивать не было времени - на остановку было дано всего 20 минут. В сентябре очень рано темнеет, а грунтовая дорога была, разумеется,  далека от совершенства. В тот день грузовик довез их до Летки. Там снова пришлось заночевать. А потом снова дорога ...

Это было начало семилетнего военного пути А.И.Попова, поскольку впереди был 1941 год! Подробнее об этом периоде жизни А.И. можно прочитать из его воспоминаний.

b

Фото 1.

 

(Из воспоминаний  ветерана Великой Отечественной войны

Попова А.И.)

 

Мой отец Попов Александр Иванович (см. фото 1) родился 6 октября 1915 года в с.Ношуль  Прилузского района Республики Коми. В большой крестьянской семье он был самым младшим. Старших его братьев и сестер звали Анна, Мария, Прасковья, Михаил, Афанасья. Семья в 20-е годы считалась середняцкой, жили своим хозяйством. Держали корову, овец, двух свиней, кур и лошадь по имени Васька (она была куплена за Леткой, оказалась очень крепкой и выносливой). С малолетства моему отцу приходилось много работать по хозяйству. Дед, бывало, будил в 2 часа ночи, посылал проведать сушилку зерна - домик, внизу которого тлеет костер; жар от костра поднимается вверх сквозь зерно и сушит его. А в 5 утра надо уже вставать - молотить зерно цепями.  Очень дружно работали на сенокосе - в 7 кос: чем не бригада! А на покос и обратно шли тоже не просто так - впереди всех А.И. поднимал настроение музыкой под гармонь (ее подарил ему брат).

Старший брат Михаил[1] одно время работал продавцом в  базовом поселении переселенцев (раскулаченных и высланных сюда из южных областей), которое располагалось в 35 км от Ношуля вверх по реке Лузе, а сестра Афанасья возила в это поселение почту, причем на своей лошади Ваське. Иногда А.И. подменял сестру (а было тогда ему 14 лет). Как-то раз на зимних каникулах брат Михаил оставил  его вместо себя работать продавцом  (там же в комнатке магазинчика он и спал по ночам один, но ... с ружьем брата).

В Ношуле была в те годы единственная на несколько районов семилетняя школа колхозной молодежи (ШКМ).  В ней занимался и А.И. В ней учились также дети из других сел и деревень окрестных районов - для них она была вроде интерната. В  ШКМ их кормили бесплатным обедом (а А.И. - нет, так как он был местный). Зато А.И. хорошо учился и был одним из лучших учеников. Когда ему исполнилось 15 лет инспектор РОНО (а это был муж сестры Марии - Ефим Матвеевич Иевлев) поручил ему обучать грамоте группу взрослых по системе ЛИКБЕЗ  в деревне Девятка, которая расположена, как легко догадаться, в 9 км от Ношуля. И вот, в то время как его одноклассники сами сидели на уроках, А.И. пешком шел на свою первую учительскую работу и проводил занятия со взрослыми. Из-за этих занятий он пропустил даже свой «выпускной вечер» в честь завершения семилетки. Свидетельство об окончании школы ему вручили потом. Закономерный итог работы - все его обучаемые также успешно достигли поставленных перед ними целей: ‘безграмотные’ переведены в группу ‘малограмотных’, а ‘малограмотные’ стали ‘грамотными’ - за что он получил свою первую зарплату от Прилузского РОНО.

После завершения семилетки А.И. в числе пяти лучших выпускников направили в село за Сыктывкаром на 1,5 месячные учительские курсы. И с осени того же года он уже преподает в ШКМ в Ношуле - у него 2-й и 4-й классы, хотя самому учителю не исполнилось еще и 17 полных лет. Началась по-настоящему взрослая трудовая деятельность. Одновременно А.И. учился и сам, но заочно. Сначала он окончил Сыктывкарский педтехникум, а затем и трехгодичный учительский институт в Сыктывкаре.

Еще он полюбил девушку Лизу Обросову, приехавшую в Ношуль после медучилища работать акушеркой. И они поженились, хотя ему было только 17 лет. Почти сразу после этого Лизу (т.е. Елизавету Ильиничну Попову) перевели работать в Занулье. А.И. учительствовал там   1 год. Потом переехали жить и работать в Спаспоруб. Здесь в июне 1939 года родилась дочь Эмма.

Положение в стране в те годы было очень сложным. Достаточно упомянуть бои у озера Хасан (Приморский край) в июле-августе 1938 года с вторгшимися на территорию СССР японскими войсками. И это был не просто эпизод. В мае 1939 года японско-маньчжурские войска осуществляли вооруженные провокации против Монголии (силой до 2,5 тысячи солдат) в районе реки Халхин-Гол. Так как между СССР и Монголией был подписан договор о взаимопомощи, пограничные части советской армии помогли монгольским войскам отбить эти атаки. Однако, к концу июня Япония сосредоточила в этом месте большие военные силы и, используя значительное превосходство в численности и военной технике,  перешла в наступление с целью окружить и захватить советско-монгольские войска на территории Монголии. Ожесточенные бои продолжались до сентября 1939 года. Масштабы этих боев показывает следующая цифра:  общие потери японских войск составили около 61 тысячи человек.

Таким образом,   в конце 30-х годов на Дальнем Востоке у Советского Союза был очень агрессивный сосед в лице военизированной Японии, которая всячески стремилась захватить территории СССР, Монголии, Китая. Поэтому, а также в связи с назревшим конфликтом с белофиннами, в 1939 году в стране была отменена т.н. «бронь» для учителей сельских школ. И вот,  в сентябре 1939 года А.И. был призван в ряды Советской Армии. В те годы многие призванные из Коми для службы в армии добирались сначала до станции Мураши (Кировская область). Далее их направляли поездом на Дальний Восток. До места назначения в вагонах-теплушках (вагон с печкой-буржуйкой посредине и нарами, на которых вместо матраца - солома) ехали более месяца. На месте А.И. был зачислен курсантом полковой артиллерийской школы, находящейся на станции Гродеково (Пограничный). Это вблизи г. Уссурийска (Приморский край) на границе с Маньчжурией.

22 июня 1941 года, когда Германия напала на нашу страну, по боевой тревоге его воинскую часть отправили во Владивосток; там их (артиллеристов) переодели в форму пограничников и водным транспортом отправили в город Оха на острове Сахалин. Южная половина острова Сахалин в те годы была занята японскими войсками. На Сахалине А.И. служил политруком зенитного дивизиона до 1943 года. Как известно, основная задача советских войск на Дальнем Востоке в те годы заключалась в пребывании в постоянной готовности дать отпор более чем миллионной японской армии, в случае, если та нападет на СССР. При этом войскам был дан строжайший приказ - не поддаваться на провокации. Конечно, часть воинского состава была в 1941 году передислоцирована на Западный фронт. Однако, такая судьба миновала А.И.  Напротив, в 1943 году он был направлен на учебу в Хабаровское артиллерийское училище, которое закончил в 1944 году и был зачислен в в/ч 1042.  Именно в составе этой части А.И. участвовал в боевых действиях против японцев во время разгрома Квантунской армии, пройдя от Забайкалья через Харбин до Порт-Артура (Люйшунь).

Демобилизовался мой отец в феврале 1946 года - случилось это в Комсомольске-на-Амуре.  Пока добирался  до своей семьи, с ним случилось несколько происшествий. Так, когда они вместе с еще одним демобилизованным (земляком) приехали из своей воинской части в город, у А.И. из кармана украли все его документы с деньгами. Хорошо, что часть денег была положена в сапоги под стельки - было на что вернуться обратно в свою часть, чтобы выправить все необходимые документы заново. Перед отправкой из города  военкомат выделил ему 1 пуд риса, что было очень кстати в то голодное время. С этим рисом была такая история. Когда началась посадка в вагоны поезда домой, какой-то молодой человек  с вагона услужливо предложил свою помощь, чтобы поднять в вагон мешочек с рисом, и, пока А.И. возился со своим чемоданчиком, этот человек спрыгнул с другой стороны вагона и побежал, унося его рис. Пришлось бросить чемоданчик и догонять мешок риса, которому «приделали ноги». Помогла воинская выносливость и угрозы ножом-финкой. Рис был спасен.

А дома ждала жена Лиза и семилетняя дочка Эмма, которую А.И. видел в последний раз, когда ей было 3 месяца. Потом  у них родились Лерик (1947г.), Славик (1948г.) и Света (1952г.).

 

 

Часть 2.

 

Второе событие, о котором я хочу рассказать, тоже связано с дорогой, точнее говоря с отсутствием хорошей дороги за Корткеросом в направлении на Усть-Кулом в начале 70-х годов. Предистория его такова. В 1969 году  я закончил  Коми пединститут и поступил в очную аспирантуру Ленинградского пединститута им.А.И.Герцена, откуда меня призвали в армию. Перед отправкой на службу в разговоре по телефону я сделал предложение Нине Л., учившейся со мной в институте на курс младше. Предложение руки и сердца было принято. Расписались мы в Сыктывкаре, а через несколько дней я уже был в воинской части севернее Ленинграда. Пока я служил, Нина закончила вуз, и ее по распределению послали учительствовать в село Большелуг Корткеросского района. После службы в армии я вернулся в Ленинград продолжать учебу в аспирантуре. Таким образом, хотя к моменту наступления событий, о которых я хочу рассказать,  мы были женаты с Ниной уже около двух лет, но в эти годы вместе жили совсем мало - не наберется и на медовый месяц. Но  молодость не унывает! В конце апреля 1971 года я решил использовать приближающиеся праздничные дни для того, чтобы посетить Нину в ее далекой деревне. К тому же в том году впервые в  жизни я увидел в Ленинграде такой заморский фрукт, как  ананас. Купил их три штуки сразу, а еще апельсины и яблоки. Из Ленинграда до Сыктывкара добрался на самолете «Ту-134» за 2 часа. Успел на последний вечерний  автобус до Корткероса. А за Корткеросом тогда еще не было моста через Вычегду! И зимняя переправа уже не работала - ледоход еще не наступил, но для транспорта лед был уже ненадежный. Все это я узнал  в автобусе у пассажиров, но не возвращаться же назад! Решил идти пешком. Дорога пересекалась с рекой в 6 км за Корткеросом. Уже смеркалось, а поверх льда у берега была вода. Казалось, перейти через реку было невозможно. Благо, выше по течению виднелись огни какого-то поселка. Это был Усть-Локчим. Пошел туда. Какие-то добрые хозяева посоветовали переходить реку не по основной дороге, а по тропе от Усть-Локчима, причем рано утром. Они же приютили на ночь.

Утром с шестом для страховки я благополучно перешел по льду Вычегду. И начался пеший путь мимо деревень Приозерный, Важкурья, Небдино... Вначале было легко, погода была солнечная, весенняя. Грудь распирало от радости бытия и понимания того, что что-то преодолеваешь, чтобы эту радость усилить. Однако, от солнца дорога постепенно раскисала, становилось жарко и трудно непрерывно идти даже налегке, а у меня с собой была внушительная сумка, в которой было не менее 7 кг фруктов и фотоаппарат «ФЭД». Кстати, кое-какие не особо ценные предметы пришлось-таки выбросить, неприкосновенными были только фрукты и «ФЭД». Еще повезло в том,  что до Сторожевска перед какой-то очередной деревней с полей на дорогу выехал трактор «Беларусь» - он подвез меня около 6-7 километров, дав возможность отдохнуть от ходьбы. А затем - уже за Сторожевском - почти  в конце пути, когда темнело и очень некстати пошел густой мокрый снег,  меня подобрал легковой автомобиль. Казалось, все - сейчас будет Большелуг. Но испытания еще не закончились. На большом подъеме дороги при въезде в деревню автомобиль забуксовал. Пришлось его толкать. И это оказалось весьма тяжелым делом для уставшего путника. От усердия я настолько вспотел, что у меня упали и разбились очки. Тем не менее путь был пройден, цель достигнута! Фрукты (особенно ананас) и рассказы об этом пути были оценены по достоинству... А фотоаппарат позволил запечатлеть и этот ананас, и ту для которой он предназначался (см. фото 2).

Остается отметить, что в настоящее время мост через Вычегду за Корткеросом построен, а дорога до Большелуга покрыта асфальтом. Автобус с комфортом довозит туда пассажиров менее чем за 2,5 часа.

 

Часть 3.

Шли годы, республика развивалась, строилась, хорошела. Сеть прекрасных асфальтированных дорог покрыла южные и центральные районы Коми. Линии железных дорог протянулись в стороны от магистрали на Воркуту. Длинные нити трубопроводов связали нефть и газ Коми с потребителями в центральных районах страны и с зарубежьем. К Северо-Западу и Центру стремились эшелоны с коксующимся воркутинским и энергетическим интинским углем... Но и до сих пор немало в Республике Коми уголков, где ступает нога лишь местного охотника, геолога да туриста-«экстремала».

Несмотря на общий упадок в экономике России строительство дорог, так необходимых на обширной территории Коми, продолжалось. В 1991 году - последнем году эпохи социализма - наш с Ниной старший сын Юрий  закончил 1-й курс исторического факультета Сыктывкарского университета. Летом ему предстояла археологическая практика. Вот его рассказ: «1 июля 1991 года маленький работяга «Ан-2» взял курс из Сыктывкара на север. После  полтора часов полета в иллюминаторах самолета заплясали-заизвивались изгибы каменистой бурливой красавицы Выми. Самолет высадил наш отряд археологов в самых верховьях таежной реки в северной части Княжпогостского района. Неподалеку от лагеря располагался кордон лесника. Сам лесник, две его собаки да лошадь - вот и все здешнее «общество», если  не считать медведей и комаров. А до ближайшей деревни - вниз по течению - 150 км, и никаких дорог, кроме речного пути, нет ...

В то лето археологи раскопали два поселения эпохи бронзового века: одно, рядом с местом впадения реки Ворыквы в Вымь - относилось к раннему, а другое - при устье реки Шомвуквы - к позднему бронзовому веку. От Ворыквы до Шомвуквы археологи плыли целый день с раннего утра до позднего вечера. В нашем распоряжении был старенький, латаный-клеенный, но вместительный надувной плот - океанский (!) спасательный ПСН-10. Девять человек вместе со всем экспедиционным скарбом без труда размещались на этом плавсредстве.  Четыре человека сидели на бортах и гребли на манер каноистов. Впрочем, Вымь и сама шустро несла плот - надо было только подгребать, выбирая правильный путь среди перекатов и отмелей. Приходилось, олнако, прилагать немалые усилия, чтобы большой, неповоротливый плот шел в нужном направлении. К тому же, в самом начале пути сломалась лопасть одного из весел и одному гребцу приходилось действовать лопатой! Грести же приходилось по 11-12 часов в день, после чего надо было еще разбить лагерь, развести костер, приготовить ужин, провести ночь (4-5 часов) в холодной палатке...

От Шомвуквы мы плыли еще три дня. Мелкие перекаты сменялись глубокими прозрачными плесами, где соблазнительно отбрасывали тени на дно полуметровые хариусы. Заканчивались продукты, к тому же перед отлетом впопыхах был забыт целый ящик тушенки! Уже давно на человека приходилось вместо хлеба по три маленьких сухарика на трапезу...  В ход шел «подножный корм»: грибы, ягоды, рыба. И целый день работа веслом!

К вечеру второго дня пути вдали послышался ровный мощный гул. Это был Кытшыль-Кось - «Кривой порог»: каменное ложе Выми делает здесь почти метровый уступ, а мощная струя воды идет наискосок от одного берега к другому. Рядом же многочисленные струйки и протоки пробиваются мимо огромных округлых валунов; проплыть там нельзя: плот застрянет и перевернется. Огромными усилиями гребцов плот держится середины стрежня... Но слишком бурлива река - плот «выпадает» из основного потока и, вместо того, чтобы стремительно пронестись на его горбе мимо уступов и валунов, «сваливается» рядом в темные буруны... Огромная волна перехлестывает полуметровой высоты нос плота и накрывает отважных странников!  Все промокли до нитки, внутри плота плавают рюкзаки, палатки... Плот причаливает к берегу немного ниже порога, приходится сушиться, готовить пищу, спать в мокрых палатках... На следующий день утром отряд преодолевает второй порог - на этот раз вполне успешно. Впрочем, пришлось произвести мелкий ремонт: наклеить резиновую заплату на место прорыва.

В первой же деревне - Весляне - купили два ведра картошки. Потом в поселке Ветью удалось разжиться хлебом, маслом, печеньем и помидорами. Прямо на воде устроили себе маленькое пиршество. Уже к ночи добрались до деревни Жигановка, встав лагерем прямо напротив устья реки Пожег. Все еще светлая северная июльская ночь раскинулась над усталыми, промокшими путниками. Археологи не спали, сушились у костра, лакомились свежесоленым хариусом.»

Дальше было просто: утром мой сын с напарником добрался до переправы к большому селу Турья (там родился Питирим Сорокин), куда из Емвы по асфальтовой дороге ходил автобус. Сначала в Емву, а оттуда в Сыктывкар - полдня пути в общей сложности. Трудности экспедиции, как ни странно, весьма воодушевили Юрия. Он увлекся водным туризмом, обзавелся резиновой лодкой и неоднократно «вытаскивал» своих друзей в походы по рекам республики.

Прошло несколько лет и в верховьях Выми закипела работа. России понадобились найденные на Ворыкве среднетиманские бокситы. Разработкой их занялось ОАО «Бокситы Тимана», структурное подразделение «СУАЛа» - одного из двух отечественных алюминиевых гигантов. К месту разработок сначала была проложена сезонная дорога, а теперь уже несколько десятков километров железных дорог и несколько мостов ведут в таежные глубины, не видевшие ранее такого количества людей и техники. Общая протяженность этой (кстати, первой в России частной) железной дороги - составит 160 км.

Даже в нынешние тяжелые времена продолжается освоение богатств Республики Коми, развивается промышленность, строятся автомобильные и железные дороги. В самые глухие уголки приходит человек, появляются современные дороги, продолжается поступательное движение нашей республики - продолжается, несмотря ни на что...

 

Засл.работник РК, доцент

Коми государственного пединститута -                                       Попов В.А.

 



[1] Попов Михаил Иванович, 1907 г.р., уроженец с.Ношуль. Был призван в ряды Советской Армии Прилузским РВК. Служил рядовым в 201 стрелковом полку 84 стрелковой дивизии. Погиб 21.06.1942 года.  Захоронен в Новгородской области, деревня Наход (см. Книгу Памяти Республики Коми, том III).

Hosted by uCoz