Материалы на конкурс рубрики
«Моя семья» газеты «Красное знамя» об интересных событиях представителей трех
поколений, объявленный в честь 80-летия Республики Коми.
В. А. Попов (Сыктывкар),
доцент Коми государственного
пединститута
Какие разные дороги ...
Часть 1.
Это было в сентябре 1939
года. Моего отца Александра Ивановича Попова, тогда учителя Спаспорубской
школы, Прилузский райвоенкомат призвал в ряды Советской Армии. Сборный пункт
для призывников южных районов Коми находился в те годы на железнодорожной
станции Мураши, находившейся более чем в сотне километров от места проживания
героя рассказа. Ясно, что тогда не было того прекрасного шоссе
Сыктывкар-Киров, по которому сегодня комфортабельный «Икарус» может доставить
путешественника до Мурашей за полтора часа. Из Спаспоруба призывались два
человека. Утром, в день отправления, конечно, было застолье, проводы. Выехали
уже днем на телеге и успели добраться лишь до села Занулье. После ночевки там
уже другой возница (снова на телеге) довез их до райцентра - села Объячево.
Здесь Александра встретила сестра Афанасья, но группа призывников Прилузского
района в тот момент уже должна была отправляться - на сей раз на грузовике, в
кузове. По пути следования располагалось большое старинное село Ношуль, в
котором А.И. родился и закончил семилетку ШКМ. Здесь поджидали все его родные, но проводы устраивать не было времени - на остановку было дано всего 20
минут. В сентябре очень рано темнеет, а грунтовая дорога была, разумеется, далека от совершенства. В тот день грузовик
довез их до Летки. Там снова пришлось заночевать. А потом снова дорога ...
Это было начало семилетнего
военного пути А.И.Попова, поскольку впереди был 1941 год! Подробнее об этом
периоде жизни А.И. можно прочитать из его воспоминаний.
b
Фото 1.
(Из воспоминаний ветерана
Великой Отечественной войны
Попова А.И.)
Мой отец Попов Александр
Иванович (см. фото 1) родился 6 октября 1915 года в с.Ношуль Прилузского района Республики Коми. В
большой крестьянской семье он был самым младшим. Старших его братьев и сестер
звали Анна, Мария, Прасковья, Михаил, Афанасья. Семья в 20-е годы считалась
середняцкой, жили своим хозяйством. Держали корову, овец, двух свиней, кур и
лошадь по имени Васька (она была куплена за Леткой, оказалась очень крепкой и
выносливой). С малолетства моему отцу приходилось много работать по хозяйству.
Дед, бывало, будил в 2 часа ночи, посылал проведать сушилку зерна - домик,
внизу которого тлеет костер; жар от костра поднимается вверх сквозь зерно и
сушит его. А в 5 утра надо уже вставать - молотить зерно цепями. Очень дружно работали на сенокосе - в 7 кос:
чем не бригада! А на покос и обратно шли тоже не просто так - впереди всех А.И.
поднимал настроение музыкой под гармонь (ее подарил ему брат).
Старший брат Михаил[1]
одно время работал продавцом в базовом
поселении переселенцев (раскулаченных и высланных сюда из южных областей),
которое располагалось в 35 км от Ношуля вверх по реке Лузе, а сестра Афанасья
возила в это поселение почту, причем на своей лошади Ваське. Иногда А.И.
подменял сестру (а было тогда ему 14 лет). Как-то раз на зимних каникулах брат
Михаил оставил его вместо себя работать
продавцом (там же в комнатке
магазинчика он и спал по ночам один, но ... с ружьем брата).
В Ношуле была в те годы
единственная на несколько районов семилетняя школа колхозной молодежи
(ШКМ). В ней занимался и А.И. В ней
учились также дети из других сел и деревень окрестных районов - для них она
была вроде интерната. В ШКМ их кормили
бесплатным обедом (а А.И. - нет, так как он был местный). Зато А.И. хорошо
учился и был одним из лучших учеников. Когда ему исполнилось 15 лет инспектор
РОНО (а это был муж сестры Марии - Ефим Матвеевич Иевлев) поручил ему обучать
грамоте группу взрослых по системе ЛИКБЕЗ
в деревне Девятка, которая расположена, как легко догадаться, в 9 км от
Ношуля. И вот, в то время как его одноклассники сами сидели на уроках, А.И.
пешком шел на свою первую учительскую работу и проводил занятия со взрослыми.
Из-за этих занятий он пропустил даже свой «выпускной вечер» в честь завершения
семилетки. Свидетельство об окончании школы ему вручили потом. Закономерный
итог работы - все его обучаемые также успешно достигли поставленных перед ними
целей: ‘безграмотные’ переведены в группу ‘малограмотных’, а ‘малограмотные’
стали ‘грамотными’ - за что он получил свою первую зарплату от Прилузского
РОНО.
После завершения семилетки
А.И. в числе пяти лучших выпускников направили в село за Сыктывкаром на 1,5
месячные учительские курсы. И с осени того же года он уже преподает в ШКМ в
Ношуле - у него 2-й и 4-й классы, хотя самому учителю не исполнилось еще и 17
полных лет. Началась по-настоящему взрослая трудовая деятельность. Одновременно
А.И. учился и сам, но заочно. Сначала он окончил Сыктывкарский педтехникум, а
затем и трехгодичный учительский институт в Сыктывкаре.
Еще он полюбил девушку Лизу
Обросову, приехавшую в Ношуль после медучилища работать акушеркой. И они
поженились, хотя ему было только 17 лет. Почти сразу после этого Лизу (т.е.
Елизавету Ильиничну Попову) перевели работать в Занулье. А.И. учительствовал
там 1 год. Потом переехали жить и
работать в Спаспоруб. Здесь в июне 1939 года родилась дочь Эмма.
Положение в стране в те годы
было очень сложным. Достаточно упомянуть бои у озера Хасан (Приморский край) в
июле-августе 1938 года с вторгшимися на территорию СССР японскими войсками. И
это был не просто эпизод. В мае 1939 года японско-маньчжурские войска
осуществляли вооруженные провокации против Монголии (силой до 2,5 тысячи
солдат) в районе реки Халхин-Гол. Так как между СССР и Монголией был подписан
договор о взаимопомощи, пограничные части советской армии помогли монгольским
войскам отбить эти атаки. Однако, к концу июня Япония сосредоточила в этом
месте большие военные силы и, используя значительное превосходство в
численности и военной технике, перешла
в наступление с целью окружить и захватить советско-монгольские войска на
территории Монголии. Ожесточенные бои продолжались до сентября 1939 года.
Масштабы этих боев показывает следующая цифра: общие потери японских войск составили около 61 тысячи человек.
Таким образом, в конце 30-х годов на Дальнем Востоке у
Советского Союза был очень агрессивный сосед в лице военизированной Японии,
которая всячески стремилась захватить территории СССР, Монголии, Китая.
Поэтому, а также в связи с назревшим конфликтом с белофиннами, в 1939 году в
стране была отменена т.н. «бронь» для учителей сельских школ. И вот, в сентябре 1939 года А.И. был призван в ряды
Советской Армии. В те годы многие призванные из Коми для службы в армии
добирались сначала до станции Мураши (Кировская область). Далее их направляли
поездом на Дальний Восток. До места назначения в вагонах-теплушках (вагон с
печкой-буржуйкой посредине и нарами, на которых вместо матраца - солома) ехали
более месяца. На месте А.И. был зачислен курсантом полковой артиллерийской школы,
находящейся на станции Гродеково (Пограничный). Это вблизи г. Уссурийска
(Приморский край) на границе с Маньчжурией.
22 июня 1941 года, когда
Германия напала на нашу страну, по боевой тревоге его воинскую часть отправили
во Владивосток; там их (артиллеристов) переодели в форму пограничников и водным
транспортом отправили в город Оха на острове Сахалин. Южная половина острова
Сахалин в те годы была занята японскими войсками. На Сахалине А.И. служил
политруком зенитного дивизиона до 1943 года. Как известно, основная задача
советских войск на Дальнем Востоке в те годы заключалась в пребывании в
постоянной готовности дать отпор более чем миллионной японской армии, в случае,
если та нападет на СССР. При этом войскам был дан строжайший приказ - не
поддаваться на провокации. Конечно, часть воинского состава была в 1941 году
передислоцирована на Западный фронт. Однако, такая судьба миновала А.И. Напротив, в 1943 году он был направлен на
учебу в Хабаровское артиллерийское училище, которое закончил в 1944 году и был
зачислен в в/ч 1042. Именно в составе
этой части А.И. участвовал в боевых действиях против японцев во время разгрома
Квантунской армии, пройдя от Забайкалья через Харбин до Порт-Артура (Люйшунь).
Демобилизовался мой отец в
феврале 1946 года - случилось это в Комсомольске-на-Амуре. Пока добирался до своей семьи, с ним случилось несколько происшествий. Так,
когда они вместе с еще одним демобилизованным (земляком) приехали из своей
воинской части в город, у А.И. из кармана украли все его документы с деньгами.
Хорошо, что часть денег была положена в сапоги под стельки - было на что
вернуться обратно в свою часть, чтобы выправить все необходимые документы
заново. Перед отправкой из города
военкомат выделил ему 1 пуд риса, что было очень кстати в то голодное
время. С этим рисом была такая история. Когда началась посадка в вагоны поезда
домой, какой-то молодой человек с
вагона услужливо предложил свою помощь, чтобы поднять в вагон мешочек с рисом,
и, пока А.И. возился со своим чемоданчиком, этот человек спрыгнул с другой
стороны вагона и побежал, унося его рис. Пришлось бросить чемоданчик и догонять
мешок риса, которому «приделали ноги». Помогла воинская выносливость и угрозы
ножом-финкой. Рис был спасен.
А дома ждала жена Лиза и
семилетняя дочка Эмма, которую А.И. видел в последний раз, когда ей было 3
месяца. Потом у них родились Лерик
(1947г.), Славик (1948г.) и Света (1952г.).
Часть 2.
Второе событие, о котором я
хочу рассказать, тоже связано с дорогой, точнее говоря с отсутствием хорошей
дороги за Корткеросом в направлении на Усть-Кулом в начале 70-х годов.
Предистория его такова. В 1969 году я
закончил Коми пединститут и поступил в
очную аспирантуру Ленинградского пединститута им.А.И.Герцена, откуда меня
призвали в армию. Перед отправкой на службу в разговоре по телефону я сделал
предложение Нине Л., учившейся со мной в институте на курс младше. Предложение
руки и сердца было принято. Расписались мы в Сыктывкаре, а через несколько дней
я уже был в воинской части севернее Ленинграда. Пока я служил, Нина закончила
вуз, и ее по распределению послали учительствовать в село Большелуг
Корткеросского района. После службы в армии я вернулся в Ленинград продолжать
учебу в аспирантуре. Таким образом, хотя к моменту наступления событий, о
которых я хочу рассказать, мы были
женаты с Ниной уже около двух лет, но в эти годы вместе жили совсем мало - не
наберется и на медовый месяц. Но
молодость не унывает! В конце апреля 1971 года я решил использовать
приближающиеся праздничные дни для того, чтобы посетить Нину в ее далекой
деревне. К тому же в том году впервые в
жизни я увидел в Ленинграде такой заморский фрукт, как ананас. Купил их три штуки сразу, а еще
апельсины и яблоки. Из Ленинграда до Сыктывкара добрался на самолете «Ту-134»
за 2 часа. Успел на последний вечерний
автобус до Корткероса. А за Корткеросом тогда еще не было моста через
Вычегду! И зимняя переправа уже не работала - ледоход еще не наступил, но для
транспорта лед был уже ненадежный. Все это я узнал в автобусе у пассажиров, но не возвращаться же назад! Решил идти
пешком. Дорога пересекалась с рекой в 6 км за Корткеросом. Уже смеркалось, а
поверх льда у берега была вода. Казалось, перейти через реку было невозможно.
Благо, выше по течению виднелись огни какого-то поселка. Это был Усть-Локчим. Пошел
туда. Какие-то добрые хозяева посоветовали переходить реку не по основной
дороге, а по тропе от Усть-Локчима, причем рано утром. Они же приютили на ночь.
Утром с шестом для страховки
я благополучно перешел по льду Вычегду. И начался пеший путь мимо деревень
Приозерный, Важкурья, Небдино... Вначале было легко, погода была солнечная,
весенняя. Грудь распирало от радости бытия и понимания того, что что-то
преодолеваешь, чтобы эту радость усилить. Однако, от солнца дорога постепенно
раскисала, становилось жарко и трудно непрерывно идти даже налегке, а у меня с
собой была внушительная сумка, в которой было не менее 7 кг фруктов и
фотоаппарат «ФЭД». Кстати, кое-какие не особо ценные предметы пришлось-таки
выбросить, неприкосновенными были только фрукты и «ФЭД». Еще повезло в
том, что до Сторожевска перед какой-то
очередной деревней с полей на дорогу выехал трактор «Беларусь» - он подвез меня
около 6-7 километров, дав возможность отдохнуть от ходьбы. А затем - уже за
Сторожевском - почти в конце пути,
когда темнело и очень некстати пошел густой мокрый снег, меня подобрал легковой автомобиль. Казалось,
все - сейчас будет Большелуг. Но испытания еще не закончились. На большом
подъеме дороги при въезде в деревню автомобиль забуксовал. Пришлось его
толкать. И это оказалось весьма тяжелым делом для уставшего путника. От усердия
я настолько вспотел, что у меня упали и разбились очки. Тем не менее путь был
пройден, цель достигнута! Фрукты (особенно ананас) и рассказы об этом пути были
оценены по достоинству... А фотоаппарат позволил запечатлеть и этот ананас, и
ту для которой он предназначался (см. фото 2).
Остается отметить, что в
настоящее время мост через Вычегду за Корткеросом построен, а дорога до
Большелуга покрыта асфальтом. Автобус с комфортом довозит туда пассажиров менее
чем за 2,5 часа.
Часть 3.
Шли годы, республика
развивалась, строилась, хорошела. Сеть прекрасных асфальтированных дорог
покрыла южные и центральные районы Коми. Линии железных дорог протянулись в
стороны от магистрали на Воркуту. Длинные нити трубопроводов связали нефть и
газ Коми с потребителями в центральных районах страны и с зарубежьем. К
Северо-Западу и Центру стремились эшелоны с коксующимся воркутинским и
энергетическим интинским углем... Но и до сих пор немало в Республике Коми уголков,
где ступает нога лишь местного охотника, геолога да туриста-«экстремала».
Несмотря на общий упадок в
экономике России строительство дорог, так необходимых на обширной территории
Коми, продолжалось. В 1991 году - последнем году эпохи социализма - наш с Ниной
старший сын Юрий закончил 1-й курс
исторического факультета Сыктывкарского университета. Летом ему предстояла
археологическая практика. Вот его рассказ: «1 июля 1991 года маленький работяга
«Ан-2» взял курс из Сыктывкара на север. После
полтора часов полета в иллюминаторах самолета заплясали-заизвивались
изгибы каменистой бурливой красавицы Выми. Самолет высадил наш отряд археологов
в самых верховьях таежной реки в северной части Княжпогостского района.
Неподалеку от лагеря располагался кордон лесника. Сам лесник, две его собаки да
лошадь - вот и все здешнее «общество», если
не считать медведей и комаров. А до ближайшей деревни - вниз по течению
- 150 км, и никаких дорог, кроме речного пути, нет ...
В то лето археологи
раскопали два поселения эпохи бронзового века: одно, рядом с местом впадения
реки Ворыквы в Вымь - относилось к раннему, а другое - при устье реки Шомвуквы
- к позднему бронзовому веку. От Ворыквы до Шомвуквы археологи плыли целый день
с раннего утра до позднего вечера. В нашем распоряжении был старенький,
латаный-клеенный, но вместительный надувной плот - океанский (!) спасательный
ПСН-10. Девять человек вместе со всем экспедиционным скарбом без труда
размещались на этом плавсредстве.
Четыре человека сидели на бортах и гребли на манер каноистов. Впрочем,
Вымь и сама шустро несла плот - надо было только подгребать, выбирая правильный
путь среди перекатов и отмелей. Приходилось, олнако, прилагать немалые усилия,
чтобы большой, неповоротливый плот шел в нужном направлении. К тому же, в самом
начале пути сломалась лопасть одного из весел и одному гребцу приходилось
действовать лопатой! Грести же приходилось по 11-12 часов в день, после чего
надо было еще разбить лагерь, развести костер, приготовить ужин, провести ночь
(4-5 часов) в холодной палатке...
От Шомвуквы мы плыли еще три
дня. Мелкие перекаты сменялись глубокими прозрачными плесами, где
соблазнительно отбрасывали тени на дно полуметровые хариусы. Заканчивались
продукты, к тому же перед отлетом впопыхах был забыт целый ящик тушенки! Уже
давно на человека приходилось вместо хлеба по три маленьких сухарика на
трапезу... В ход шел «подножный корм»:
грибы, ягоды, рыба. И целый день работа веслом!
К вечеру второго дня пути
вдали послышался ровный мощный гул. Это был Кытшыль-Кось - «Кривой порог»:
каменное ложе Выми делает здесь почти метровый уступ, а мощная струя воды идет
наискосок от одного берега к другому. Рядом же многочисленные струйки и протоки
пробиваются мимо огромных округлых валунов; проплыть там нельзя: плот застрянет
и перевернется. Огромными усилиями гребцов плот держится середины стрежня... Но
слишком бурлива река - плот «выпадает» из основного потока и, вместо того,
чтобы стремительно пронестись на его горбе мимо уступов и валунов, «сваливается»
рядом в темные буруны... Огромная волна перехлестывает полуметровой высоты нос
плота и накрывает отважных странников!
Все промокли до нитки, внутри плота плавают рюкзаки, палатки... Плот
причаливает к берегу немного ниже порога, приходится сушиться, готовить пищу,
спать в мокрых палатках... На следующий день утром отряд преодолевает второй
порог - на этот раз вполне успешно. Впрочем, пришлось произвести мелкий ремонт:
наклеить резиновую заплату на место прорыва.
В первой же деревне -
Весляне - купили два ведра картошки. Потом в поселке Ветью удалось разжиться
хлебом, маслом, печеньем и помидорами. Прямо на воде устроили себе маленькое
пиршество. Уже к ночи добрались до деревни Жигановка, встав лагерем прямо
напротив устья реки Пожег. Все еще светлая северная июльская ночь раскинулась над
усталыми, промокшими путниками. Археологи не спали, сушились у костра,
лакомились свежесоленым хариусом.»
Дальше было просто: утром
мой сын с напарником добрался до переправы к большому селу Турья (там родился
Питирим Сорокин), куда из Емвы по асфальтовой дороге ходил автобус. Сначала в
Емву, а оттуда в Сыктывкар - полдня пути в общей сложности. Трудности
экспедиции, как ни странно, весьма воодушевили Юрия. Он увлекся водным
туризмом, обзавелся резиновой лодкой и неоднократно «вытаскивал» своих друзей в
походы по рекам республики.
Прошло несколько лет и в
верховьях Выми закипела работа. России понадобились найденные на Ворыкве
среднетиманские бокситы. Разработкой их занялось ОАО «Бокситы Тимана»,
структурное подразделение «СУАЛа» - одного из двух отечественных алюминиевых
гигантов. К месту разработок сначала была проложена сезонная дорога, а теперь
уже несколько десятков километров железных дорог и несколько мостов ведут в
таежные глубины, не видевшие ранее такого количества людей и техники. Общая
протяженность этой (кстати, первой в России частной) железной дороги - составит
160 км.
Даже в нынешние тяжелые
времена продолжается освоение богатств Республики Коми, развивается
промышленность, строятся автомобильные и железные дороги. В самые глухие уголки
приходит человек, появляются современные дороги, продолжается поступательное
движение нашей республики - продолжается, несмотря ни на что...
Засл.работник РК, доцент
Коми государственного
пединститута - Попов В.А.
[1] Попов Михаил Иванович, 1907 г.р., уроженец с.Ношуль. Был призван в ряды Советской Армии Прилузским РВК. Служил рядовым в 201 стрелковом полку 84 стрелковой дивизии. Погиб 21.06.1942 года. Захоронен в Новгородской области, деревня Наход (см. Книгу Памяти Республики Коми, том III).