Комментарий к статье. В статье очень много фактических ошибок. Видно, что авторы статьи совершенно не изучили вопрос, исследуемый ими.
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
(глава "Республика Коми")
Пример Ю.А. Спиридонова - «консервативной» части российской региональной элиты – показывает, что даже высокопоставленное партийное прошлое не означает автоматической приверженности коммунистическим ценностям. В 1991 – 1992 г. произошла быстрая «деидеологизация» режима республики Коми. Определяющим вектором развития региона на ближайшие годы стал региональный сепаратизм. Заявив еще в 1992 г. о своем суверенитете, Коми на этом основании отказывалась соблюдать бюджетную дисциплину. Хотя эти нарушения не были столь существенными, как в ситуации Татарстана, Башкирии и Якутии, тем не менее, лишь события октября 1993 г. заставили власти Коми (как и многих других регионов) перейти к соблюдению бюджетного законодательства РФ. Проявления сепаратизма тем не менее оставались довольно значительными вплоть до 1998 -–1999 г. Так, вопреки Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» до 1998 г. власти не проводили выборы муниципальных руководителей. Лишь решение Конституционного суда РФ в 1997 г., прямо указавшего на неконституционность назначения глав муниципалитетов главой республики Коми, привели к проведению выборов. Причем Ю. Спиридонов до определенного этапа публично объявлял, что не собирается выполнять решение КС РФ, и лишь давление Администрации Президента РФ привело к изменению его позиции. Титульная народность - коми пользуется рядом привилегий. Так, согласно закону республики «О статусе съезда коми народа» предусмотрено государственное финансирование множества национально – культурных мероприятий. В 1993 г. региональная элита пережила первую встряску. Это связано с личность председателя Правительства Коми Вячеслава Худяева. Русский по национальности, экономист по образованию, Худяев попытался объединить вокруг себя часть политико – экономической элиты, тем или иным образом недовольной Спиридоновым. Активную роль в его команде играл вице – премьер, глава комитета по управлению имуществом Виктор Кузнецов. На федеральном уровне Худяев стал представлять себя как сторонника Президента Ельцина в его противостоянии с Советами народных депутатов, в то время как Спиридонов старался занимать промежуточную позицию. Однако надежды Худяева не оправдались. Несмотря на победу Б. Ельцина над оппозицией в ходе противостояния сентября – октября 1993 г., советы в республиках выжили. В ходе небольшого периода «указного права» (до принятия новой Конституции в декабре 1993 г.) центр не решился на слом административной системы республики. (В то время как в краях и областях губернаторам было предоставлено право распустить местные легислатуры, что подавляющее большинство и сделало). В январе 1994 г. было принято решение о создании поста главы республики с президентскими полномочиями (хотя большинство населения на референдуме 1993 г. высказались против). Прошедшие в мае 1994 г. выборы принесли победу Спиридонову, набравшему более 60% голосов граждан. Автоматически, по новой Конституции, он возглавил Правительство республики. За Худяева проголосовало около 35%. Худяев, Кузнецов и несколько их сторонников было избрано в новый Верховный совет, Однако в дальнейшем вокруг Худяева – Кузнецова системной оппозиции не сложилось. Худяев смирил амбиции и стал работать в Правительстве Спиридонова на скромном посту генерального директора дорожного департамента республики. Руководителями нового Правительства стали первые вице – премьеры Александр Окатов и Анатолий Каракчиев. Окатов – классический пример «старого» управленца. Начав карьеру как партийный руководитель в Печорском районе, с 1984 г. он руководит исполкомом г. Сыктывкара – столицы Коми, затем становится руководителем Госплана республики, с 1991 г. становится первым заместителем председателя Правительства Коми. Несмотря на такой вполне «советский» послужной список, Окатов зарекомендовал себя как сторонник рыночных реформ, правда, при одном условии – сохранении в управлении республикой государственных пакетов акций крупных угледобывающих и нефтяных предприятий. Каракчиев выдвинулся на руководящие посты несколько позже. Пройдя все ступеньки партийного работника в г. Сыктывкаре, в 1989 г. он становится заместителем главы горсиполкома Сыктывкара. В 1990 г. назначен главой администрации Сыктывкара. С 1994 г. – первый вице – премьер. Говорилось об особых отношениях Каракчиева с банком «Societe Generale» и . Каракчиев и его младший брат, Сергей Каракчиев, активно занялись формированием сети розничной торговли, что привело к многочисленным обвинениям в их адрес. В 1990 г. С.Каракчиев был назначен министром промышленности, лесного комплекса и транспорта. Коми, таким образом, мы видим даже формирование «семейного клана» в Правительстве. Начиная с 2000 г. наблюдается резкий рост влияния другого заместителя главы правительства (и по совместительству главы отделения проправительственного движения «единство»), Вячеслава Бибикова. Среди ближайших помощников Спиридонова обычно выделяют главу его администрации (с 1998 г.) Валерия Коробова, и Тамару Фельдшерову, помощника по связям со СМИ. Ю. Спиридонов успешно прошел через досрочные президентские выборы в 1997 г. Единственным его оппонентом стал глава финансового комитета ВС В. Кузнецов, за минувшие годы резко поменявший политическую ориентацию и поддержанный коммунистами. Однако, власти не зарегистрировали другого левого кандидата – депутата ГД Р. Чистоходовой, вышедшей из фракции КПРФ и зарекомендовавшей себя как активный борец с коррупцией, и та призвала проголосовать против всех, что раздробило силы оппозиции. Ю. Спиридонов объявил о намерении баллотироваться на третий срок. Выборы состоятся в октябре 2001 г. Все активнее говорят о возможном участии в выборах одного из ближайших соратников Спиридонова, становящийся независимой политической фигурой – председателя Верховного совета Коми Владимира Торлопова. Торлопов, возглавляющий уже второй состав Верховного совета с 1994 г., сделал свою карьеру по профсоюзной линии. В 1990 г. он возглавил совет профсоюзов Коми. В 1993 – 1994 г. – первый заместитель председателя ВС, затем – председатель ВС. Структуры федерального подчинения. Интересной особенностью региона является длительное сохранение одних и тех же персона на постах руководителей органов федерального подчинения. Так, министерство внутренних дел в 1990 – 1998 г. возглавлял Е. Трофимов, а с 1998 г. – его первый заместитель В. Романович. Налоговую службу с 1990 г. бессменно возглавляет Н. Вавилов, а прокурором региона является В. Ковалевский. Виктор Ковалевский, прокурор республики, в течение всего десятилетия находился в оппозиции к главе региона, противодействуя как нарушениям конституционного поля России, так и оспаривая конкретные экономические решения властей и государственных предприятий. Многочисленные попытки Ю. Спиридонова сместить прокурора не имели успеха. Его позиции прочно и сейчас. Главным федеральным инспектором в республике стал Алексей Гришин. Успешный предприниматель начала 90 – х, сделавший состояние на торгово – посреднических операциях, бывший боксер, в 1994 г. он был назначен главой администрации Спиридонова. Однако в 1998 г., после очередного скандала, связанного с пьяным дебошем Гришина, Спиридонов был вынужден под давлением общественного мнения и части своего окружения (А. Окатов), отправить его в отставку. Затем Гришин некоторое время вновь проработал в бизнесе – заместителем президента нефтяной компании КомиТэк. И в 2000 г. неожиданно для многих именно он, а не бывший представитель президента РФ в регионе А. Попов, был назначен федеральным инспектором в регионе. Экспертами это назначение рассматривается как произошедшее без согласия главы республики. Деловая элита региона. В начале 90 – х деловая элита региона была представлена двумя основными группами – прежним руководством нефтяных, газовых. угольных компаний, и новыми предпринимателями, сделавшими свое состояние на торгово – посреднических операциях и поставках оборудования для крупных предприятий. Однако отличительной особенностью республики был тесный контакт и переплетение интересов «старой» и «новой» элиты. Сферой этих интересов была, как правило, перепродажа продукции и поставки сырья на крупные государственные предприятия. Предприятие при этом погружалось в убытки, что, впрочем, не особенно интересовало менеджмент. Показателен пример бывшего руководителя «Коминефти» начала 90 – х В. Леонидова. Провернув в сотрудничестве с известным предпринимателем М. Глузманом ряд выгодных операций, он ушел со своего поста, был объявлен в розыск, и вот уже много лет, по слухам, живет в Австрии. Самому Михаилу Глузману, одному из крупнейших предпринимателей начала 90 – х, председателю совета директоров банка «Европейский север» повезло меньше. Бежав из России после банкротства своего банка в 1998 г., в 1999 г. он был выдан израильскими властями России. Корпорация «КомиТэк» - управляющая компания «Коминефти», ключевое предприятие нефтедобывающего комплекса республики. До 2000 г. председателем совета директоров КомиТэк и основным владельцем был молодой экономист Григорий Березкин, сделавший состояние на биржевой торговле нефтью. В 2000 г. его пакет акций был выкуплен корпорацией «Лукойл». Президентом предприятия стал Владимир Зарубежнов (ранее руководил ЗАО Лукойл – Западная Сибирь), курирует предприятие вице – президент ЛУКОЙЛ Равиль Маганов. Вице – президентом «КомиТэк» был назначен один из крупнейших предпринимателей региона Георгий Гуревич (ранее первый заместитель председателя Правления «Евросевернефти», управляющий «Коминефти»). Лукойл близок к консолидации большинства нефтяных активов региона – «Комиартикойл», «Коминефтепродукт», «Нобель ойл». Власти республики пытаются консолидировать под своим контролем оставшиеся месторождения. Официально объявлено о создании Коми нефтяной компании (КНК). Учредителями КНК стали московское ЗАО "Новая компания Юралс" и правительство республики. "Юралс", который уже владеет 48% акций работающего в республике Коми АО "Тэбукнефть", вносит в капитал КНК принадлежащие ему контрольные пакеты акций в компаниях "РКМ-ойл", "Ухтанефть" и "Печоранефтегазоразведка". Доли "Юралс" и Коми КНК уточняются. Президентом компании избран генеральный директор "Тэбукнефти" Василий Девятов (бывший менеджер «Лукойла»). Глава правительства республики Юрий Спиридонов неоднократно высказывался за то, чтобы прибрать к рукам остающиеся "бесхозными" месторождения южной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (ТПП). Пришедший в провинцию "ЛУКойл" нацелен по большей части на среднюю полосу: район Усинска, где идет наиболее интенсивная в ТПП промышленная добыча нефти, и северные месторождения в Ненецком автономном округе Архангельской области. Между тем освоение провинции начиналось именно с юга Коми, где сейчас, несмотря на наличие необходимой инфраструктуры, добыча практически не ведется и оборудование попросту ветшает. Отдельным игроком на нефтяном рынке региона стало ЗАО «Северная нефть», вышедшая с помощью сомнительной допэмиссии акций из-под контроля «Коминефти». Ранее совершенно незаметная компания, «Северная нефть» резко прибавила капитал и количество лицензий на разработку месторождений юга Тимано – Печорской провинции, после того как в 1999 г. эту компанию возглавили, а затем и выкупили основной пакет акций, бывший замминистра финансов РФ Андрей Вавилов (председатель совета директоров) и бывший замминистра топлива и энергетики Александр Самусев (генеральный директор). Руководителем государственного предприятия «Ухтанефть» является Виктор Газизуллин. Важное положение в деловой элите региона занимает «Ухтабанк». Президентом «Ухтабанка» является Галина Князева. Крупнейший акционер банка – компания «Лукойл», блокирующий пакет у правительства республики. Основным предприятием лесного комплекса является сыктывкарский ЛПК. Приватизация ЛПК была завершена в 1997 г. С 1994 г. генеральным директором предприятия, а в настоящее время и обладателем контрольного пакета акций является Михаил Магий. Он прошел все ступени карьеры, начиная от рабочего комбината. Другое крупное предприятие лесного комплекса – Сыктывкарский лесопильно – деревообрабатывающий комбинат контролируется государственной инвестиционной корпорацией Ю. Петрова, выкупившей это предприятие в 1997 г. у Межпромбанка. Предприятие «Боксит Тимана» возглавляет генеральный директор Александр Сегаль. До этого он 8 лет занимал пост мэра Воркуты. Акционерами предприятия являются СУАЛ и подконтрольный Спиридонову «фонд реализации программ развития Коми». Предприятие «Воркутауголь» в настоящее время контролируется государством в лице МГИ и республиканского правительства. Частным акционерам принадлежит всего около 3% акций. В 1993-1994 г. предприятие пытался акционировать при помощи тогдашнего руководства московский предприниматель Эраст Галумов, купивший около 43% акций. К данной сделке имел прямое отношение тогдашний заместитель генерального директора «Воркутаугля» В. Сердюков, в 1996 г. перешедший на работу в администрацию Ленинградской области, а в 1999 г. ставший губернатором. Однако республиканскому правительству удалось признать аукцион незаконным и вернуть акции в собственность республики. В настоящее время готовится консолидация акций «Воркутаугля» и его дочерних добывающих предприятий, прежде всего шахты «Воргашорская». В дальнейшем весьма возможна продажа данных предприятий, об интересе к ним уже объявила «Северсталь». Генеральным директором «Воркутаугля» является Виктор Экгардт. «Комиэнерго», дочернее предприятие РАО ЕЭС (49%, еще 7.5% у Сбербанка РФ), возглавляет генеральный директор Михаил Смекалов. Это сравнительно молодой менеджер, выдвинувшийся из вторых рядов руководителей предприятия при прежнем руководителе В. Котельникове (1990 – 1998 гг.). Государственный совет республики. Выборы состоялись в январе 1999 г. Состав – 50 человек. Председатель – Владимир Торлопов. В Госсовет входят в основном руководители крупных сырьедобывающих предприятий и главы администраций районов республики. Госсовет достаточно сервилен главе республики. Оппозиция представлена 2 депутатами от ЯБЛОКА и 4 – от КПРФ. Муниципальная элита. В республике Коми муниципальные власти никогда не пользовались особым значением. Это связано с практиковавшимся вплоть до 1999 г. их назначением главой республики. Самым авторитетным главой муниципалитета является, пожалуй, мэр Воркуты Игорь Шпектор. г.Ухта возглавляет А. Марцинковский, мэром Сыктывкара является Е. Борисов.
|