List Banner Exchange

НАЗАД

    РЕСПУБЛИКА КОМИ
образована 22 августа 1921 г. как автономная область Коми (Зырян);
с 5 декабря 1936г. - Коми АССР,
с 1992 г.-Республика Коми.
    Территория 415 900 кв. км.
    Население 1 185 500 жителей (городское 74,4%). Разделена на 12 районов, включает
10 городов, 37 поселков городского типа и 190 сельских администраций.
Плотность населения 2,9 человека на 1 кв. км.
     Столица - Сыктывкар (246 200 жителей, 1515 км к северо-востоку от Москвы).
Расположена на равнинной местности, включает Тиманский кряж,
хребты Северного, Приполярного и Полярного Урала, Печорскую низменность с
тундрой и вечной мерзлотой (высоты до 1895 м).
    Климат умеренный континентальный (от 11°С до 15°С в июле, от -20°С до -17°С в январе).
Осадков выпадает от 700 до 1500 мм в год. Подзолистые и тундровые почвы.
Хвойные (сосна, ель, пихта) леса.
     Входит в Северный район.

    Основные достопримечательности:

Печоро-Илычский заповедник
(осн. в 1930 г., охрана природы северо-востока европейской России, в том числе соболя;
опытная лосеферма, биосферный заповедник), бальнеологический курорт Серегово.


    Субьект Федерации на северо-западе России, огромный по площади (415
тыс. кв.км) и представляющий интерес для путешественников. Думаю,
имеет смысл описать в сей книге особенности перемещения здесь.

    Данный субъект можно разделить на три части: южную (южнее г. Сыктывкара,
столицы) - довольно цивильную, ее нельзя причислить к Северу,
она похожа более на соседнюю Кировскую область. По трассам Сыктывкар
- Визинга - Киров и Визинга - Кажым ездить легко. Особенность
- большое движение лесовозов, они идут из отдаленных поселков
в Сыктывкар и днем, и ночью. Основные пункты погрузки леса - Ношуль,
Нючпас, Кажим. Имеются также 5 лесовозных узкоколейных ж/д длиной
30-50 км, с основной ж/д сетью они не связаны. Ходят по ним пассажирские
поезда, плата за проезд в которых не предусмотрена, можно ездить в
локомотивах.

    Средняя часть, которую можно ограничить на карте линиями Жешарт -
Усть-Кулом и Печора - Ижма - Усть-Цильма - значительно
более глухая. Раньше здесь имелось несколько десятков "зон",
постепенно часть их была закрыта, одновременно перестали существовать
и поселки, в которых они находились. В 1996 г. действовало 30 зон,
заключенные занимаются в основном заготовкой леса. Поселки при лагерях
находятся в упадке и постепенно пустеют, но существуют и иные поселения
- города Ухта, Вуктыл, пос. Нефтепечорск и др., где занимаются
добычей нефти и живут относительно богато. О поселках Благоево, Усогорск,
Междуреченск я узнал (из рассказов водителей и местной газеты), что
часть их населения - болгары, которые поселились туда еще в советское
время, по планам СЭВ тогда предпологалась заготовка и прямая поставка
оттуда в Болгарию леса. Потом многие из них так и остались.

    Автодороги в средней части - Сыктывкар - Ухта, Ухта -
Вуктыл и Ухта - Троицко-Печорск (асфальт), Усть-Выль - Кослан
(асфальт и бетон), Айкино - Яренск (асфальт), от Яренска до Котласа
- достаточно оживленная грунтовка, проходимая легковыми машинами.
От Троицко-Печерска - грунтовка до пос. Якша, дальше, на границе
с Пермской областью, никаких дорог нет. Из Усть-Кулома в Троицко-Печерск
- зимник, по которому реально скорее всего не ездят. От Вуктыла
до Печоры идет грунтовая дорога вдоль газопровода, по ней раз в несколько
дней проезжает машина, зимой она более оживлена. От этой дороги есть
ответление у пос. Нижнеберезовск, через Полярный Урал до пос. Саранкауль
Ханты-Мансийского АО, движение по нему также существует и летом. Печора
- Усинск - зимник, от Усинска на север - около 150 км
- оживленная дорога к нефтепромыслам и вахтовым поселкам, далее
она продолжается зимником до Нарьян-Мара. По некоторым сведениям,
существует также зимник на Нарьян-Мар по льду Печоры, от пос. Усть-Ижма,
и некая дорога Усть-Цильма - Лешуконское. От пос. Ираель до Усть-Ижмы
- грунтовка с движением автобуса.

    Из водных путей можно выделить р. Печору, по которой летом ежедневное
движение из г. Печора в Нарьян-Мар. Сохранилось ли судоходство выше
данного города, а также по другим, более мелким рекам - неизвестно.

    О местном воздушном сообщении сейчас известно лишь, что существует
пассажирская линия Кослан - Бол. Пысса (около 150 км) и вертолетами
регулярно вывозится в пос. Саранкауль ценный кварцевый песок, добываемый
в месторождении у горы Неройка (около 60 км).

    Основная ж/д - Печорская магистраль, построенная заключенными
1940-43 годах для вывоза угля. Сейчас дорога двухпутная (до ст. Инта),
товарняки ходят с интервалом 1-2 часа, берет примерно половина локомотивов
(тепловозы, предполагается электрифицировать ж/д). Станции смены бригад
- Сольвычегодск, Микунь, Сосногорск, Печора, Инта, Сивая Маска,
Воркута, Елецкая. Передвигаться очень легко. Проезд по ж/д порождает
представление о депрессивности и бомжовости региона большей, чем на
самом деле, ибо именно вдоль дороги находятся заброшенные поселки,
многочисленные лагеря, ликвидированные станции (с 1990 по 97 год закрыто
до половины станций). По веткам от главной ж/д ездить трудно, на них
- не более 1 товарняка в сутки.

    Самая северная часть (севернее Печоры) находится в состоянии полного
упадка. Здесь имеются два города - Инта и Воркута, и около Воркуты
много поселков. Все население занято добычей угля, однако она стала
невыгодной и сокращается. Никаких автодорог и зимников в Инту и Воркуту
с "Большой Земли" нет, от Воркуты дороги на 10-15 км. Машины
туда доставляются на ж/д платформах. Есть зимник от Воркуты в северном
направлении, к побережью Карского моря, но о движении по нему ничего
не известно. Имеется "мертвый город" - пос. Хальмер-Ю,
в 100 км от Воркуты. Там до 1996 года действовала крупная шахта, существовала
ведомственная ж/д, ходил пассажирский поезд из Воркуты. Затем шахту
закрыли, поселок полность выселили, теперь среди тундры стоят "дома-призраки".
Побывавшие в Хальмер-Ю говорят, что посещение его оставляет очень
тягостное впечатление. Попасть туда можно только пешком, по заброшенной
ж/д (60 км). Официально бывший поселок закрыт для пребывания, но проконтролировать
это невозможно.

    (С.Болашенко, 1.1998)

    Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник.
169436, Республика Коми, Троицко-Печорский р-н., пос.Якша.

    "Югыд ва" национальный парк.
169716, Республика Коми, г.Вуктыл, ул.Строительная, 5.

    Коми республиканская поисково-спасательная служба
167023 г.Сыктывкар,ул.Катаева,47 код (8362) тел.факс 43-22-84, о/д 42-15-40
Пушко Владимир Леонидович (дом 43-83-36)

    Сыктывкарский ПСО,
167000г.Сыктывкар, ул.Кирова, 66, (8362)42-33-22,од 42-15-40 
Иванов Александр Анатольевич

    Интинский ПСО
169630 г.Инта,ул.Инженерная,9  - (245)2-63-28;
Щедринский Лев Менделеевич

    Воркутинский ПСО
169900 г.Воркута,ул.Ленинградская,10а
(251)4-14-44 
Степанов Николай Иванович      

    Печерский ПСО
169700 г.Печера,ул.Западная,43 
Игнатов Сергей Петрович      
(242)5-05-44 

    Ухтинский ПСО
169400 г.Ухта,пр.Космонавтов,19  
Гульков Сергей Евгеньеич (247)1-07-07



    СЫКТЫВКАР

(осн.1586, 225 тыс.жит.) -

- крупный город северо-запада России, находится у автодороги Ниж.Новгород
- Ухта, на крупных реках Сысола и Вычегда; к городу подходит ветка
(от ст. Микунь) магистральной Печорской ж/д. Город состоит из основной,
старой части (центра) и нового района Эжва (8 км от центра). Город
часто называют Усть-Сысольск.

    Один из путей достижения города - трасса. Из Москвы можно выехать
вечером, утром быть в Нижнем Новгороде, и около 24.00 - 1.00 закончить
путь, но это - в комбезе, в одиночку, при применении хорошей техники
движения, а при отсутствии этого - не менее 2 суток (с ночевкой).
Можно добраться и через Вельск - Микунь. До Вельска по трассе
(14 часов из Москвы, 22 часа из Питера); затем 2-м родом (до Микуни
около 12 часов езды по оживленной ж.д. через Кулой и Сольвычегодск);
из Микуни уже недалеко - около 100 км - по вашему усмотрению.
На пригородных поездах достичь Сыктывкара невозможно.

    Транспорт - только автобусы, все они оборудованы теткой. Из города
есть только три длинные автодороги. Восток - на Усть-Кулом (старт
- либо от поселка Краснозатонный, либо от развилки у ж/д переезда,
рядом с остановкой нескольких автобусов "Давлон"). Трасса
Нижний Новгород - Ухта имеет объездную, в 5-7 км от центра, заходящую
в Эжву. Старт на юг - ост.Давлон, но лучше проехать от нее на
авт. 101 до конечной (Вильгорт) - большинство машин идет именно
в этот пригородный поселок. От Выльгорта поток машин довольно слабый,
увеличивается в 3 км после конца объездной. Можно стопить и от начала
таковой (автобусы в Эжву). Стоп на Ухту - также от Эжвы, можно
проехать на автобусе в пригородный поселок Зеленец.

    Автовокзал (ул. Кирова) небольшой и закрывается на ночь. Вокзал довольно
цивильный, платный, пригородных поездов нет, в пассажирские вписаться
весьма трудно. Товарняков - не более двух в сутки. Легко "идти"
по ж/д от ст. Микунь, туда можно проехать по трассе на Ухту: до пос.Усть-Вымь
(60 км), далее по местной дороге (45 км). Аэропорт - почти в центре
(авт.5 от вокзала), довольно большой, круглосуточный, однако, видимо,
скоро откроется новый (примерно в 7 км по нижегородской трассе).

    (С.Болашенко, 1997)

 

    Что к этому добавить:

    Во-первых - нетрадиционность мест тусовок. Особенность Сыктывкара
круглосуточные Гастрономы! - не лотки и не павильоны-бары-клубы, а
натуральные совковые "продовольственные магазины". Паралельно,
выходящей на улицу витрине, у них установлена стойка, за которой
народ доблестно глушит все что горит в любое время суток. Это на предмет
вписки на ночь :-))

    Второе, архитектура. По городу вполне приятно пройтись, он очень светел!
Особенно красиво здание пожарной каланчи (угол Орджоникидзе и Советской)
- этакая резная башенка с большим флюгером и необыкновенно ярко светящимся
ночью циферблатом!

    Интересно официальное толкование старой версии герба города Сыктыкара
принятого 18 мая 1978 г.:"Расположенный в центре щита фрагмент старого
герба Усть-Сысольска (старое название Сыктывкара) изображает медведя,
вышедшего из берлоги как олицетворение разбуженного и преображенного
края".

(А.Шадрин,1999)

    ВОРКУТА

    Hаселение - порядка 200 тыс. человек. В состав города входят несколько
десятков шахтерских поселков, расположенных вокруг Воркуты кольцом
- окружность около 60 км, типа МКАД.

    В основном эти поселки (большинство из которых в ближайшие несколько
лет будут закрыты) - бывшие лагеря Воркутлага. Потом ограды посносили,
и стали там жить свободные люди.

    Кстати несмотря на мерзлоту и окружающую тундру, качество кольца весьма
приличное, но на большую землю сей асфальт как известно не выводит.
Железнодорожный же вокзал обламывает - закрыт с 21.00 до 5.00.

    Желающим - вагончик вставшего на вечный прикол поезда за 20 р.
на ночь. В гостиницах стоимость номера - на порядок дороже, при
полном отсутствии горячей воды даже в "президентском люксе".
Зато перед аэродромом - памятник первым полетам на "большеземельную
тундру" - маленький вертолет, похожий на Ми-2. А несколько
дальше - памятник земному шару - огромный светло-синий глобус,
с надписью (почему-то по экватору) - "67 параллель".

    В городе, по-прежнему, транспоранты - Больше угля Родине! Шахтеры
- гвардия труда! Сегодня отличник в учебе - завтра передовик
на производстве! Много памятников в стиле "барако", "репрессанс"
и "сталинский вампир" - в общем жизнерадостные люди с
выражением тридцатых годов на лице, цвета металлик различных оттенков.

    Вовсю ходят импортные микроавтобусы (всего за 2 рубля), столько же
стоят и обычные. Жетон на телефон, как и в Сыктывкаре, 2 р.10 к.

    Для людей, могущих попасть в Воркуту и интересующихся местной рок-н-ролльной
тусовкой - приведенный на кассете телефон Гольфстрима 4-75-75.
Как мне сказали, все местное кассетное разнообразие - плод действий
некоего Виталия Hовикова, бардорокера. Кстати, именно воркутинские
команды традиционно побеждают на ежегодных рок-фестивалях Республики
Коми в Сосногорске (обычно в феврале происходит).

    Еще о Воркуте - летом там настоящий полярный день (что неудивительно)
и переодически ощущается достаточно сильный запах и привкус горелого
угля - говорят, раньше, когда уголь сваливали в виде открытых
терриконов, смог вообще был невозможный.

    Hу, а если кто захочет потратить деньги рекомендую кафе "Арлекино"
(в здании драмтеатра на ул.Ленина) - чашка кофе всего 5 рублей,
вокруг аквариумы с рыбками, в магнитофонах - иногда тот же Аквариум,
но уже с БГ, а вообще меня поразил звучащий там "Криденс" -
в полумраке мигающей вывески бара. Это не было похоже на заполярный
город шахтеров!

    А.Шадрин

    СОСНОГОРСК

    Небольшой город на ЖД Коноша-Воркута. Он является самой крайней
точкой, куда можно доехать по автодороге при движении в сторону Воркуты.
Именно это является основной стратегической особенностью Сосногорска.

    Главной достопримечательностью города является ЖД вокзал, совмещенный
с товарной станцией перецепки локомотивов. На товарной станции находится
Край Земли - Сосногоркая Торцевая Эстакада, по которой автомобили
въезжают на ЖД платформы для движения дальше на север.

    Также на товарной станции расположена деповская столовая, которая
примечательна тем, что на ней написано "СТОЛОВАЯ", что обычно
в деповских столовых не наблюдается. Видимо, это сделано для удобства
водителей, которые питаются там в ожидании уезда по ЖД на север или
спустившись с ЖД на твердую землю.

    Из других объектов Сосногорска можно отметить памятник "Жертвам
сталинских репрессий" у въезда в город со стороны Ухты.

    (AleXY, 1998)

    УХТА

    Город на р. Ухта. Основан в начале ХХ века как поселок нефтедобытчиков.
Попасть в Ухту можно по ЖД Коноша - Воркута или по трассе Сыктывкар
- Сосногорск.

    Город расположен в долине р. Ухты и окружен со всех сторон холмами.
Городские постройки в основном расположены на левом берегу. Река несудоходна.
В городе через нее переброшены 2 моста.

    ЖД вокзал находится на окраине города на правом берегу (возле трассы
на Сосногорск). Перецепки локомотивов нет, ближайшая - в Сосногорске
(ок. 15 км). Возле вокзала над лесом возвышается огромный профиль
В.И.Ленина. Пригородного ЖД сообщения нет, есть 600-е поезда.

    По городу ходят нескодько автобусных маршрутов (в автобусах -
кондукторы), а также маршрутные такси.

    Телефоны-автоматы работают от стандартных изогнутых жетончиков.

    В городе есть свой телецентр с высокой телебашней.

    Выезды:

    на Сыктывкар - по ул. Ленина;

    на Сосногорск, Троицко-Печорск, Нефтепечорск - от бассейна "Юность"
по мосту через р. Ухта.

    Транзитное движение от Сыктывкара идет по краю города (ул. Интернациональная,
налево от въезда в город).

    Также можно уехать по ЖД - на пассажирских поездах, или доехать
по трассе до Сосногорска, а оттуда - на товарняках

    (AleXY, 1998)

    ВЕДОМСТВЕННЫЕ Ж.Д.

    КРУТОБОРКА (9.1997) Лесная 23:11-6:49, отправление по ср, чт, сб,
вс. Проезд платный, но в поезде можно и не удостоиться внимания сборщиц
платы.

    Узк. ПЕРВОМАЙСКИЙ (9.1997) Копса 15:00-16:30 кроме пн, чт, зимой кроме
чт (?).

    Узк. КОПСА
(9.1997) Первомайский 7:00-8:30 кроме вт, пт, зимой кроме
пт (?).

    Узк. ВАЙМЕС (9.1997) Отпр. до крайнего пункта (~40 км) 6:00, приб.
9:00, отпр. обратно 17:00, приб. в Ваймес 20:00. Только по рабочим!
Не ходит в 1 квартал года.

    Узк. УСТЬ-ЛОПЬЮ (9.1997) Пасс. до крайнего пункта дороги (35 км) 7:00,
обратно 17:00. Только по рабочим! Не ходит в 1 квартал года.

    С.Болашенко

Полезные адреса

    Коми республиканский ЦДЮТур
Газизов Дамир Дамирович  (8212) 43–43–64, 43–76–41, 42–16–40
167016, Сыктывкар, ул. Катаева, 5


    Коми республиканская БЮТур
Андриенко Мария Макаровна (8212) 42–16–40
167011, Сыктывкар, ул. Поселковая, 1


    Воркутинская горСЮТур
Габова Лия Александровна (82151) 7–02–66
169900, Воркута, ул. Дончука, 6А


    Районная туристская база
Голосов Владимир Дмитриевич (82231) 98–3–33
168113, Сысольский р–н, п. Первомайский


    Интинская горСЮТур
Стенькин Сергей Николаевич (82145) 3–76–88
169830, Инта, ул. Куратова, 68


    Троицко–Печерская райСЮТур
Яшанова Юлия Аркадьевна (82138) 9–77–67
169420, Троицко–Печерск, ул. Савина, 1


    Центр по туризму г. Сосногорска
Тарасов Лев Львович (82149) 7–58–62, 7–20–61
165500, Сосногорск, 5 м/р, д. 39 «Турист»

НАЗАД

 

Rambler's Top100

 

 

Hosted by uCoz