List Banner Exchange

НАЗАД

Коми народ в жестких реалиях времени

Надежда МИТЮШЕВА, председатель Коми правозащитной партии "Доръям асьнымцс" ("Защитим себя"), редактор одноименной газеты
Вера НЕЧАЕВА, руководитель движения в защиту прав коренных жителей верхней Печоры

Исчезали с лица Земли, растворялись, не выдержав геноцида завоевателей, меря, весь, чудь... Так из 180 народов предреволюционной России после владычества большевиков осталось не более 100. Народы исчезали, не оставив памятников своей культуры и языка - свидетельства своей жизни на Земле и своего вклада в мировую цивилизацию. Сидящим на троне Империи не нужны были свидетели и свидетельства. Под пулями, в концлагерях и тюрьмах, в советских школах, на стройках коммунизма уничтожались коми язык, культура, традиции - весь многовековой опыт жизни народа, создание, как и сам народ, Природы, Бога и Истории. Кто виноват в этом? Был ли суд, на котором указали бы на виновника этих трагических явлений? Говорят, коми сами виноваты: не любят свой язык и не говорят на нем. Не помнят своей истории, не умеют приспосабливаться к эпохе, получать престижные должности и растить богатых людей. Забыли свои имена, своих богов...

Однобокость подобных суждений объясняется активным нежеланием мыслить по-новому. И в итоге: закрепощенное, несвободное сознание в жертве видит палача, а в палаче - благодетеля народа. Современный взгляд на историю Коми не дает объективного представления об истинных истоках национальной катастрофы.

Если целые народы исчезали с лица Земли за такие короткие отрезки времени, на то были причины. И причины эти кроются в национальной политике, испокон веков ведущейся правителями Москвы. Вот некоторые детали этой политики и ее результаты. В XVIII-XIX веках уничтожаются исторические документы. Возникает необходимость в реставрации сведений. Благодаря усилиям ученых, любителей по крохам воссоздавалась историческая правда.

Но политики не заинтересованы в укреплении национального самосознания у малых народов. У людей отнимают земли, принуждая их переселяться на неосвоенные пространства. Часть народа при этом физически уничтожается. На новых землях приходится заново строить свою культуру, повторяя старое, не имея возможности развития. В национальной политике основным правилом была русификация. Русифицированы были угро-финские племена северо-запада, севера, частично - северо-востока, племена, жившие на Оке, верхней Волге и на Урале. А в последнее время коми народ оказался совершенно отторгнутым от земли, а без земли культуру не построишь.

В течение последних 5 десятилетий русификация проводилась на наших глазах с особенным усердием. В итоге на сегодняшний день мы не имеем ни одной национальной школы. В дошкольных детских учреждениях коми язык не функционирует. И это не дает возможности сохранить коми язык даже в семье. Результатами являются: уменьшение активного словарного состава языка, обилие русских заимствований, сужение сферы функционирования - у людей появляется нелюбовь к своему языку, они перестают на нем говорить и, наконец, забывают его.

На Коми землю несколькими потоками устремились мигранты. За годы коллективизации и индустриализации появились новые города, поселки, но не для коми народа, а для покорителей Севера. В Коми АССР было снесено и разорено 742 населенных пункта. Коренные жители этих починков, хуторов, кушников, деревень были интернированы-депортированы в крупные села, спецпоселки и лагеря ГУЛАГа. Так ускоренная урбанизация Севера истощила и узурпировала коми деревню, принесла местному населению "русскую цивилизацию" в уродливых формах.

Индустриализация, погоня за сверхприбылями нанесли огромный, невосполнимый урон северной природе. Исчезают целыми массивами леса - парма, которая является основой культуры коми народа, приходят в негодность от запустения и варварства пойменные луга - национальное богатство, труд многих поколений коми крестьян, основа животноводства.

Открывавшиеся в республике учреждения образования и искусства не обеспечивали защиту и развитие национальной культуры и были весьма далеки от нужд коренного народа.

Результатом преступной национальной политики стало разрушение положительного многовекового опыта. Насаждение ложных приоритетов трансформировало сознание коми людей. Свои, родные, традиционные ценности были поставлены на второе место. А ценности, привнесенные извне, заняли главенствующее положение в общественном сознании. Коми человек стал инертным, равнодушным к своей судьбе и к судьбе своего народа. Более того, он был поставлен временщиками в положение соучастника своего унижения.

Была забыта истина: человеком мировой культуры может стать только тот представитель нации, который признает свои духовные и культурные корни, любит свой народ, желает ему блага и трудится во имя этого блага. Но сегодня Человек перестал быть гражданином своей земли, он стал винтиком государственной системы, безропотным исполнителем воли чиновников. И этот человек-винтик никогда не поведет машину по маршруту своего народа, он пойдет к ложной цели, указанной другими.

Развал союзного государства привел к дискредитации старых институтов и ценностей. Идеи человеческого достоинства и равноправия вытесняют сейчас идеи социалистические, коммунистические, зиждившиеся на подавлении, страхе и нищете. Мечтой становится достойная жизнь, без вмешательства государства во внутренний мир человека. Для нас эта мечта заключается в том, чтобы взять как можно больше из жизни древних коми людей (важ олцмсьыс). Этот опыт опробован на определенном историческом этапе и вошел в мировую культуру, но под другими именами и смыслами. "Важас косалцмыс лоас на" - в этих словах старой коми женщины и заключается истина: у коми народа уже была когда-то миролюбивая, полная достоинства жизнь, без унижения, крови и насилия - настают времена возвращения к этим идеям.

Интуитивно, а где-то и сознательно, глубоко зная жизнь коми народа, создатели партии "Доръям асьнымцс" его историю и менталитет и положили в основу своей политической деятельности. Не надо пугать людей: партия не призывает кого-то прогонять. Она хочет вернуть коми народу уважение и самоуважение, а опыт его жизни в определенных природных условиях сделать понятным и привлекательным для всех. Но каждый ли захочет взять его на вооружение?

Ведь тысячи и тысячи мигрантов заполнили Коми землю не из любви к ее истории и культуре - не найдя решения своих проблем на родине, они пытались найти счастье на холодном Севере. Теперь же нарождающееся общественное мнение и законодательная база, хотя и очень робко, требуют от пришельцев научиться видеть зло, которое принесли коми народу русификация и индустриализация Севера, и взять часть вины за содеянное на себя. Но сама по себе эта ломка общественного сознания не произойдет. Нужны: организация правового просвещения и общественного мнения, воздействие на органы власти с тем, чтобы заработали политико-правовые механизмы, защищающие интересы коренных жителей, а не аппетиты добытчиков. Решением этих проблем и занимается партия "Доръям асьнымцс".

Партия существует в условиях, когда для коми народа не поощряется самостоятельная политическая деятельность. Люди от власти, как благую весть, сообщают на пресс-конференциях, что 4-й съезд коми народа был далек от политики. Из тонюсенького коми журнала "Войвыв кодзув" исключили общественно-политический раздел, очень редки передачи этой тематики по республиканскому радио и телевидению. А газета "Коми му", единственная республиканская газета на коми языке, тиражирует политические игры известных деятелей России, не хочет замечать новых национальных политиков, выработавших свое видение современного мира и его проблем, для которых на первом месте, как практическая задача, стоит будущее коми народа.

Программа национального развития, которую партия предложила на своем 2-м съезде, учитывает мировой опыт. Основанием служит правозащитная деятельность во всем мире. Результатом этой деятельности являются документы, которые мы взяли на вооружение.

В активе партии также и опыт национальной жизни к началу XX века, когда коми народ подошел к решению основной задачи - созданию своей государственности. Были подготовлены первые национальные кадры учителей, медицинских работников, агрономов, лесничих, церковнослужителей, статистиков, земских служащих. На эту взрыхленную почву пришли большевики с их идеей: дать народам право на самоопределение вплоть до отделения.

В 1921 году была организована Автономная область Коми (зырян). Но достигнутая степень автономной жизни края (самоуправление, национальная начальная школа, государственный коми язык, складывающийся внутренний рынок) не включала и не могла включать суверенитета над природными ресурсами. Ошибка была сделана в самом начале, когда были отвергнуты предложения Д. Я. Попова и Д. А. Батиева, предполагавшие путь постепенного перехода к полной независимости. Основная масса коми интеллигенции в очередной раз доверилась Российской империи и пошла на сотрудничество с большевиками, обманувшись новой формой имперской идеологии.

Коми общественные деятели 20-х годов взялись за созидательный труд, и этим они увековечили себя в истории, но государством, в котором они творили, было государство, способное только разрушать созданное этносами. В непризнании тоталитарным коммунистическим режимом на деле провозглашенных им на словах прав на политический и экономический суверенитет наций и территорий крылась трагическая бессмысленность всей последующей автономизации края. Не приобретя реальной государственности, народ обслуживал монопольно-колониальные структуры.

...За 80 лет власти большевиков коми люди во второй раз заговорили о коми государственности. Как свидетельствует исторический опыт современных цивилизованных народов и как доказывает наука, этнос не может перейти в следующую стадию своего развития - в нацию, пока не будет создано национальное государство. И эта мысль, после глубокого изучения национальных проблем коми народа, привела к убеждению: коми народ может дальше жить на Земле и развиваться, только создав свое государство как гарант защиты своих прав.

Далеко не все коми люди с нами согласны. Столетия мы жили под крылом чужеродного государства, привыкли считать своими его интересы. Поэтому неудивительно, что политика нашей партии подчас подается как радикальная, на научных конференциях и в образовательных программах заменяется понятием "национальный компонент". Одной из задач партии "Доръям асьнымцс" является развернутая пропаганда наших идей. Но делать это не так-то легко. Люди не хотят заниматься политикой. Им ближе насущные каждодневные заботы.

Имеются и внутренние проблемы: как говорит Михаил Нестеров, в каждом народе есть еще "малый народ". И эта часть народа не только не может, но и не хочет принять нашу идею. Нынче один за другим проводятся всевозможные форумы. Залы на этих съездах занимают представители "малого народа". Вот почему конференции не дают ожидаемых результатов. "Малый народ" не знает и не хочет знать действительных проблем коми народа. А в официальной пропаганде эту аморфную массу называют "национальной элитой", как бы в насмешку над историей: подлинная национальная элита сложила головы в 30-е годы, на войне, убита всей последующей национальной политикой. Долго считалось, что с гибелью людей канула в вечность и идея коми государственности...

Трагична история коми народа, особенно в последние 5 столетий. Интересна и богата история коми народа до XIV века. Но кто знает эту историю? Не стала она фундаментом для национальной школы и ее программ. Хотя именно культурологический подход в методике преподавания рекомендовали использовать деятели коми возрождения. Кроме того, труды наших уважаемых историков, Михаила Нестерова и Петра Сухогузова, неизвестны широкому кругу читателей, пока только газета "Доръям асьнымцс" взялась за их издание. Ученые, имевшие доступ к этим рукописям, десятилетия кормились за их счет, естественно не стремясь к популяризации данных работ. Об этом говорит хотя бы то, что первую часть проектируемой многотомной истории Коми республики опять предполагается составить из одних археологических данных.

Сказочно богата Коми земля. Взоры Москвы, а теперь и всего мира с вожделением направлены на нашу землю. Идут эшелоны с лесом, углем, цистерны с нефтепродуктами. По трубам течет нефть. Но это только начало, утверждает правительство республики заодно с нефтяными и газовыми королями России. Нас ждут новые трубы, обезображивающие нашу Парму, изрытая рудниками земля (бокситы Тимана, марганец Инты, золото Кожима).

Развитие Коми республики идет по колониальной схеме: все силы и средства - добыче полезных ископаемых, ничего для традиционных форм хозяйствования коми народа. Рост и процветание городов, умирание деревень привели к тому, что коми народ оказался на краю гибели. Ведь в течение десятилетий в условиях ГУЛАГа народ не мог противопоставить системе свое творчество, свои национальные ценности и интересы. Но время пришло, стихийное народное возмущение перерастает сегодня в сознательный протест: не дадим уродовать свою землю! Сохраним леса для последующих поколений! Хотим на богатой земле жить богато!

Партия "Доръям асьнымцс" является политической организацией, и с этой партией коми народ выходит на арену большой политики. Партия сегодня выполняет функцию национального государства в условиях отсутствия материальной помощи со стороны колониального государства и предпринимательских структур. Разъясняет права человека, просвещает народ знаниями о его истории и указывает единственный путь выживания нации.

Идеи, которые столетиями вынашивало русское государство, которым следовало и советское государство, - идеи о русификации малочисленных народов и использовании их земель в своих целях - в наше время претворяются в жизнь с удесятеренной силой. Ибо историей отпущено мало времени: скорый распад Российской империи - вот причина ее алчности. Как известно, империи рано или поздно разрушаются. Народы продолжают жить.

В подобной ситуации творцом истории становится сам народ. Но если в 20-е годы творчество народа проявлялось во всех сферах жизни: и в экономике, и в культуре, и в создании национальной школы, то в наше время коми люди могут творить только в фольклорных ансамблях. Найдена очень удобная форма прикрытия того, что коми народ вытеснен из всех основных сфер жизни. Видимо, для этого целыми днями думают: коми министр культуры А.С. Безносиков - об очередном фестивале, а русский министр экономики А.А. Окатов - о том, чтобы как можно больше выкопать богатств из Коми земли, увезти и получить за это доллары.

Но на современном этапе возродить идею коми государственности не удается. Слишком бдительно смотрят власти, чтобы этого не произошло. Не звучит эта идея и в информационном пространстве республики, не говоря уже о России. Причины те же: она не созвучна с намерениями властей.

Но в гуще народов рождаются суровые слова приговора преступлениям. Громкий пример - Чечня. А тихий пример - Коми. Пример, обставленный больше дипломатическими формами, - Эстония. События в Коми диктуются менталитетом коми людей. Сбрасываются навязанные ценности, рождается то, что нужно для нормальной жизни: достоинство, трудолюбие. Мыслящий, неравнодушный, разбуженный коми человек вспоминает о своих правах. И в мечтах достигает идей коми общества и государства, которые всегда жили в глубине его души. "Важас косалцмыс лоас на" - так, через пробуждение каждой коми личности, должно произойти возрождение целой нации. Пробуждающийся коми народ страшит власть и обывателей. С точки зрения здравого смысла это должно не раздражать, а приветствоваться, вызывать интерес. Но этого не происходит. Почему? Сказывается привычка приезжих к рабской покорности коми людей, к собственному благополучию, построенному на этом. Все свыклись с положением винтика, навязанным государственной машиной человеку любой национальности: коми, русскому, украинцу. Люди, воспитанные Системой, не могут позитивно относиться к движению за гражданские и политические права коренного населения. Но именно "винтики": пришельцы, добытчики, мигранты, временщики - нужны были Центру. Ему не нужны Граждане Земли. Вокруг национального движения сформировался вакуум - ситуация недоверия, непонимания, настороженности. Это в лучшем случае. В худшем случае средства массовой информации, с подачи властей, видят в национальном движении образ врага, переворачивая все с ног на голову.

И тут со всей отчетливостью вырисовывается роль государства, сумевшего отказаться от политики игнорирования ценностей этноса и перейти к равноправному партнерству с ним. Но прежде необходимо дать народам России свободу или самоуправление, свою государственность. Как народы будут идти к этому - они выберут сами. Мы же избрали свой путь и считаем необходимым дать народу знания о нем самом, о его правах и истории, об уникальности его культуры. Получив эти знания, люди почувствуют себя уверенно на своей земле.

Политическое решение национального вопроса в разное время и при разных условиях имело место. В определенный момент Российской империи пришлось отпустить на самостоятельный государственный путь финский народ. Этому предшествовали долгие годы национального пробуждения. И хотя большевистское правительство 1917 г. преследовало свои цели, совершая этот исторический шаг, идея национального суверенитета взяла верх над замыслами большевиков. Уже на наших глазах произошло восстановление эстонской независимости после почти полувековой аннексии Эстонии советской империей.

Так давайте же будем идти путем политических решений. Подлинные разжигатели гражданской войны пусть не приписывают нам свои грязные замыслы. Угроза существованию человека исходит не от этноса, его попыток стать народом и, через пробуждение, нацией и государством, а от варварской добычи Центром, бесконтрольного вывоза сырья Западом и потворствующей экономическому грабежу политики центральных и местных властей. И помешать этому могут лишь:

    а) международно-правовые нормы, выработанные ООН и закрепленные в новых, работающих законах;
    б) коми народ как социальная сила и часть мировой культуры;
    в) солидарность граждан Коми республики в социально-экономических и экологических вопросах и поддержка ими национального движения коренного населения.

Других путей человечество не выработало. Только этот путь ведет к спасению - путь создания сплоченной общественной силы, способной противостоять государству, такой мощной, что государство будет вынуждено к ней прислушаться. И тогда настанет момент для политического решения. Сейчас мы в начале пути. Разрушать - не строить. Процесс идет очень медленно. И если представители нашего государства - РК - не стесняются высказываться о том, что они болеют душой за народ, то пробуждение народа должно стать и задачей российского государства. И это вполне вписывается в международно-правовые нормы.

И если государство не откажется от задачи просвещения народа, то мы можем стать его беззаветными помощниками. Так уже было в короткий исторический миг самоуправления, когда в 20-е годы коми государственные деятели были просветителями народа, знатоками и исследователями коми истории, мастерами художественного, публицистического слова и сцены, разработчиками концепции будущего нации. И они имели сотни последователей в лице простых граждан, среди подрастающего поколения, в готовящихся национальных кадрах. Но тоталитарный режим, установленный большевиками, дал народам лишь глоток свободы, с тем чтобы потом задушить их государственным террором, политическими репрессиями и физическим уничтожением.

И вот теперь, несмотря на все жесточайшие реалии прошлого и современности, мы, Коми правозащитная партия "Доръям асьнымцс", можем поднять вторую за последние сто лет волну национального пробуждения коми народа и сочувствующих ему граждан. И хотели бы видеть в лице государства своего помощника. Идти в одиночку по тернистому пути истинного знания и правового просвещения сможет не каждый. И движение замедляется…

 

НАЗАД

 

Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz