О ЗНАЧЕНИИ «СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ» ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ФИНЛЯНДИЕЙ И СЕВЕРО-ЗАПАДНЫМИ РЕГИОНАМИ РОССИИ

Илмари Сусилуото, Хельсинки

Предыстория. После распада Советского Союза Финляндия оказалась в ситуации, когда ей приходилось в срочном порядке решать острые экономические проблемы. Экспорт в Советский Союз осуществлялся в крупных объемах, но вдруг этот "рынок" провалился. Возникла необходимость найти новые рынки на Западе. Одновременно в экономике приходилось предпринимать болезненные меры по сокращению расходов и осуществлять структурные преобразования. Последствием данных процессов стало вступление Финляндии в Европейский Союз, однако одновременно она старалась искать пути восстановления экономических связей с Россией. Первым проявлением этого стало формирование политики двустороннего приграничного сотрудничества, где основной идеей было открытие границы для экономического взаимодействия. Задним числом можно отметить, что в то время финны, видимо, переоценили экономический потенциал граничащих с Финляндией российских регионов, в частности, Санкт-Петербурга. Были уверены, что конверсия военно-технической промышленности являет собой простой процесс, который направит экономику в русло роста. Этого не произошло. Наоборот, в скором времени стало очевидно, что наиболее перспективные для сотрудничества российские регионы можно было найти там, где экономическая инфраструктура не была обременена военной промышленностью. Кроме Москвы такими регионами являются, например, Тюмень и Коми. Здесь следует также отметить, что экономическое и техническое ноу-хау Финляндии является относительно узким и формируется на основе международного распределения труда. Упрощенно можно сказать, что в данный момент экономика Финляндии имеет два двигателя, а именно электронику и высокие технологии, с одной стороны, и деревообрабатывающую промышленность, с другой. Первая отрасль представляет сферу нового, динамичного развития, вторая - традиционное умение, которое, однако, находится на самом современном уровне благодаря внедрению, в частности, новейших технологий управления технологическими процессами. Экономический профиль Финляндии обуславливает частично также то, с какими российскими регионами ей наиболее оптимально осуществлять торговый обмен. Позади остались те времена, когда Финляндия могла поставлять в Советский Союз широкий ассортимент товаров, в частности, товары ширпотреба, обувь и одежду по низким ценам. В настоящее время Россия, по понятным причинам, покупает эти товары в других странах.

В советское время сотрудничество базировалось на том, что за энергоносители, импортируемые из России, Финляндия платила поставками машин, оборудования и товаров ширпотреба. В Советском Союзе система двусторонней торговли была построена на базе Госплана, ряда министерств и ВЭБ. В Финляндии вопросами финляндско-российской, "восточной" торговли ведала финская часть созданной Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, и за осуществление расчетов отвечал Банк Финляндии. Система была бюрократичной, но на продолжении десятилетий она генерировала взаимовыгодные сделки, строительные и научно-технические проекты.

Если сравнить эту старую систему с нынешней ситуацией на рынках России, то бросается в глаза тот факт, что действующих лиц, принимающих решения, стало в десятки раз больше, чем раньше. Это связано с тем, что сделки заключаются непосредственно на уровне предприятий без попечительства или руководства со стороны государства. Фирмы выходят туда, где они находят покупательную способность или дешевую продукцию.

Если вести речь об инициативах по отношению к России, выдвинутых Финляндией в рамках ЕС, то необходимо рассматривать их на фоне того, о чем было сказано выше. К двустороннему сотрудничеству советских времен не было возврата. Важным фактором является также то, что экономика Финляндии стала слишком специализированной для успешного сотрудничества по старому образцу. Так, сотрудничество с Россией надо было налаживать на многосторонней основе, извлекая для Финляндии пользу из возникающей при этом синэргии. "Северное измерение" ЕС было сформировано именно по инициативе Финляндии, базируясь на искренней озабоченности о том, чтобы Север не остался периферией ЕС. Для развития экономического взаимодействия нужно было привлечь локомотив посильнее, чем Финляндия.

Северное измерение. Одновременно в России происходили важные перемены. Центр тяжести в стране переместился ближе к ЕС. Россия стала гораздо зависимей от внешней торговли и является более северным государством, чем бывший СССР. Во внешней торговле России уже 40% приходится на долю ЕС. По программам технического содействия Россия - самый крупный партнер ЕС. Балтийское море стало главным торговым путем России. Взаимная зависимость на Севере Европы усиливается.

ЕС становится все более зависимой от импортируемых энергоносителей. Предполагается увеличить долю газа в энергопотреблении. Подчеркивается необходимость диверсификации энергетического импорта ЕС. Самые значительные запасы углеводородов России расположены на Севере, в Баренцевом и Карском морях. Для Европы ресурсы газа и нефти на Севере образуют стратегические энергетические резервы. Таким образом, Россия и Евросоюз находятся в ситуации, когда имеются все предпосылки для нахождения общих интересов. Устойчивое использование энергоресурсов предполагает строительство охватывающей всю Европу сети энергораспределения, способной обеспечивать поставки и конкуренцию на рынках.

Освоение крупных сырьевых ресурсов Севера и Северо-Запада России предполагает развитие транспортной инфраструктуры и создание новых связей с европейскими сетями. Совершенствование транспортных сетей потребуется также для улучшения связей между ЕС и странами-кандидатами в члены ЕС и Россией. Преследуя эти цели необходимо развивать главные транспортные коридоры, телекоммуникации, энергетические сети, порты и пограничные переходы.

Суть "Северного измерения" заключается, с одной стороны, в подчеркивании положительной взаимозависимости ЕС, России и региона Балтийского моря и, с другой, в стремлении интегрировать Россию в европейские и глобальные структуры путем расширяющегося сотрудничества. Конечная цель "Северного измерения" - сглаживание разделительных линий.

В настоящее время в России началась реформа управления. Между регионами и федеральным центром создано семь федеральных округов. Мы пока не знаем, как это новое территориальное деление будет сказываться на конкретных проектах сотрудничества.

ЕС, Россия, Республика Коми. Нам представляется, что сотрудничество между Финляндией и Коми хорошо вписывается в вышеизложенные рамки. Оно началось еще в советское время, когда финны поставляли в Коми машины и оборудование. Было развернуто научно-техническое сотрудничество, в рамках Межправительственной российско-финляндской комиссии была создана региональная рабочая группа по сотрудничеству между Финляндией и Республикой Коми. Глава Республики Коми Ю.Спиридонов многократно посещал Финляндию, в Коми с визитом были многие финские министры. Сотрудничество продолжается успешно и в период после вступления Финляндии в ЕС. Хотя "Северное измерение" ЕС охватывает весь Северо-Запад России, Республика Коми имеет определенную специфику, благодаря которой она стала пионером сотрудничества. Она приобрела опыт международного взаимодействия еще в советское время, а в условиях рынка этот опыт продолжает расширяться. Республика имеет значительный потенциал во многих секторах науки и техники, ее интеллигенция сотрудничает с зарубежными странами.

Этот аспект следует особо подчеркнуть, так как во многих российских регионах западные партнеры чувствуют себя «чужими» и изолированными. В более широком плане Россию можно характеризовать как страну, состоящую из потенциальных центров роста: Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Архангельска, Сыктывкара и других, через которые инновации внедряются в общероссийскую и региональную экономику. Несомненно, положительным фактором для развития России является то, что в сотрудничестве с ЕС участвуют не только Москва, но и специалисты региональных центров роста. Хорошим примером здесь служит Финляндия. Многие финны относились к вхождению страны в ЕС весьма настороженно. Особенно сильно сопротивлялись в Северной Финляндии, но получилось так, что сейчас возможностями финансирования по линии ЕС пользуются активнее именно университеты, научно-исследовательские центры и научные учреждения Севера страны. Предпосылкой для этого стало ознакомление с процедурами и культурой работы ЕС. Соответственно от экспертов ЕС в Брюсселе необходимо требовать более глубоких знаний о России и ее регионах. Таким образом откроется путь для сотрудничества на длительную перспективу.

 

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz