ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ КОРЕННЫХ ЭТНОСОВ СЕВЕРА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ НА ПОРОГЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ю.ГЛяшко Москва

Проблемы социально-экономического развития коренных народов Севера европейской части Российской Федерации носят и межрегиональный характер и свойственны не только России, но и всем странам приполярного региона. Пути их решения неразрывно связаны со всем комплексом проблем, тенденциями и перспективами развития Севера Российской Федерации. В решении этих проблем есть место всем - федеральным, региональным и местным органам власти, объединениям коренных народов Севера.

Федеральные органы исполнительной власти осознают свою роль и ответственность за сохране­ние коренных народов Севера России, как уникального феномена общечеловеческой культуры. Призна­вая, что эти народы являются субъектами формирования специфических форм самоорганизации и само­управления, нельзя рассматривать их вне связи с другими народами, вне истории и перспектив в полиэт­нической и культурной среде.

Государственный комитет Российской Федерации по делам Севера, осуществляя межотраслевую координацию в решении проблем функционального регулирования и создания условий для эффективной хозяйственной деятельности на Севере Российской Федерации, решает также и вопросы защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально-экономическое и культурное развитие.

Проблемы социально-экономического развития коренных народов - один из приоритетов в те­кущей и перспективной деятельности Комитета.

На европейском Севере Российской Федерации проживают народы, считающиеся коренным на­селением для данной территории и сохраняющие самобытный уклад жизни.

Решение проблем коренных народов Севера и формирование условий для их устойчивого разви­тия в XXI в., в том числе и на европейском Севере, имеет как национальный, так и региональный компо­нент. Как показывает практика, смещение акцентов в сторону национально-культурного возрождения и культурного развития не способствует решению всего комплекса задач и вопросов, с которыми коренные жители Севера сталкиваются в своей повседневной жизни.

Главным условием для сохранения самобытной культуры, духовных ценностей и образа жизни коренных народов Севера является традиционная система хозяйствования и система традиционного жизнеобеспечения.

Традиционное жизнеобеспечение коренных народов Севера и традиционное природопользова­ние рассматривается нами не только как гарантия экономического выживания, ресурсная и экономиче­ская база их устойчивого развития, необходимая для включения в структуру современных рыночных отношений, но и как основное условие сохранения их как этносов.

Этносы не живут вне территории и не могут динамично развиваться без сохранения территорий традиционного природопользования. Земля и ресурсы - фундамент северной экономики, не решив во­прос по разграничению собственности на землю и недра между Центром и северными регионами, мы не сможем построить эффективную и сильную региональную и местную экономику на Севере, не найдем источники финансирования важнейших программ государственной поддержки северных этносов и тер­риторий их проживания. Кроме того, и это чрезвычайно важно для понимания специфики России, мы обречены и не можем отказаться от эксплуатации недр, природных ресурсов, добычи полезных ископае­мых в местах традиционного проживания народов Севера. Мы должны разработать объективные опти­мальные правила, законы о совместной деятельности северных коренных народов.

На российском Севере добывают почти 100% газа, 92% нефти, 100% алмазов и других важней­ших ископаемых, которые обеспечивают топливно-энергетический комплекс страны и 65% валютной выручки от экспорта этих ресурсов.


Поэтому мы должны четко определить, как государство должно поддержать народы Севера и обеспечить их социальную защиту, не останавливая функционирования промышленного комплекса на территории их проживания.

Наша задача - сформировать и законодательно закрепить в северных территориях активного промышленного освоения в договорах недропользования и соглашениях о разделе продукции порядок и условия изъятия земель традиционного природопользования, размер компенсационных платежей, формы участия коренных малочисленных народов в разделе продукции (прибыли) предприятий, действующих на территориях их традиционного проживания, природоохранные требования, необходимость сохранения традиционной культуры и ценностей.

Действенным механизмом реализации функции органов местного самоуправления является за­ключение прямых договоров между родовыми общинами и предприятиями, занимающимися хозяйствен­ной деятельностью на территориях традиционного природопользования; установление порядка и разра­ботка процедуры отвода земель; увязка интересов различных землепользователей; контроль за использо­ванием земель, находящихся в границах муниципальных образований.

Обеспечение условий для устойчивого развития коренных этносов Севера европейской части России - это задача не столько национальной политики, сколько региональной.

Анализ современных взглядов на развитие коренных народов и опыта приполярных стран пока­зывает, что перед государством стоит задача создания такой системы жизнеобеспечения, которая обеспе­чивала бы этносам возможности реализации своих прав в этой области на уровне не ниже, чем у всех других жителей страны, и в то же время создавала бы все условия для сохранения национальных культур и этнохозяйственных систем в современном мире. Система жизнедеятельности коренных народов Севера должна являться неотъемлемой составной частью российской системы, ориентированной на многомерное национально-культурное пространство, на решение специфических задач, обусловленных дис­персностью расселения коренных малочисленных народов Севера, удаленностью мест их проживания, ведением традиционных отраслей хозяйствования. Она не должна противоречить общегосударственной системе, гармонично в нее вписываться, но при этом иметь свою северную специфику.

Для возрождения товарообмена в местах компактного проживания коренных малочисленных на­родов Севера и удовлетворения потребностей жителей национальных поселков в продовольствии, това­рах народного потребления, государство поддерживает создание районных и сельских факторий.

В настоящее время в результате поспешно проведенной реорганизации предприятий агропро­мышленного комплекса, в регионах практически отсутствует реально действующая структура, которая бы обеспечивала удовлетворение нужд коренного населения в продовольствии, товарах народного по­требления и производственно-технического назначения, а с другой стороны - производство, переработку и реализацию добытой и произведенной ими промысловой продукции. Создание факторий призвано вос­становить такую структуру. С этой целью Госкомсевером России разработан проект положения о факто­рии и направлен для обсуждения в субъекты Федерации.

Фактория преследует цель создания условий, необходимых для повышения благосостояния, обеспечения максимальной занятости в производственной и хозяйственной деятельности, связанной с национальными промыслами коренного населения и подъемом национального самосознания. Предпола­гается осуществить обустройство родовых угодий и мест промысла, строительство заготовительных пунктов, цехов по переработке рыбы, мяса, дикоросов и создания торговой сети для реализации данной продукции и товарообмена. Фактории должны стать и экономико-культурным центром, базой профес­сиональной подготовки и переподготовки коренного населения, базой медицинского обслуживания.

В настоящее время в отдельных регионах Севера работают предприятия факторийного типа:

ЗАО "Волт Ялл" в Мурманской области, АО "Оленевод" в Республике Коми, АО "Байдарацкий" в Ямало-Ненецком автономном округе. Необходимы разработка и внедрение новых технологий, учитывающих специфику Севера, и одновременно использование существующих традиционных форм и методов.

Язык, культура и традиционные виды деятельности - это одно из условий для устойчивого раз­вития коренных этносов.

Общеизвестно, что язык не только средство общения, но и средство познания материальной и духовной культуры. При этом основным условием сохранения и развития языка является использование его в сфере материальной культуры - повседневной жизни и системе хозяйственных взаимоотношений. Именно представители коренного населения Севера, занятые в традиционных отраслях и промыслах, являются основными носителями языка и активно используют его в своей повседневной деятельности.


В целом в XX в. коренные малочисленные народы Севера проделали большой путь от патриар­хально-общинных отношений к современным формам хозяйственной, социальной, политической и куль­турной жизни, что, безусловно, можно рассматривать как позитивный результат. Наряду с этим, под дав­лением форсированного индустриального развития многие функции родных языков и традиционных культур, не поспевающие за новыми реалиями, оказались ослабленными, а национально-культурное своеобразие все больше приобретало декоративные черты.

Реформы подтолкнули процессы восстановления роли родных языков и культур, в том числе и с помощью школы, активизировали поиск новых, более органичных путей и форм адаптации северян к образу жизни в современном обществе.

Уже сейчас государство предпринимает ряд мер в новых сложившихся экономических реалиях. Так, в рамках федеральной целевой программы "Дети Севера" предусмотрены мероприятия по обеспече­нию условий получения детьми, прежде всего из отдаленных северных регионов, качественных общеоб­разовательных знаний, в том числе обучения навыкам ведения традиционных отраслей хозяйствования. Это обеспечение детей учебной литературой на родных языках, организация и оснащение в школах учеб­ных курсов по ведению традиционных отраслей хозяйствования, развитие дистанционных методов обу­чения, поддержка в завершении строительства и вводе в действие общеобразовательных учреждений.

Часто проблемами коренных малочисленных народов Севера занимаются не только федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, т.е. те структуры, в чьи функциональные обязанности это входит, но и различные зарубежные общественные организации и фонды. В ряде случаев последние подменяют первых, используя при обучении программы, направленные не столько на поддержание национально-культурной самобытности коренных народов, сколько на внедрение в их среду деструктивных идеологических принципов.

Общая языковая ситуация народов европейского Севера России — как с точки зрения состояния самих языков, так и в плане зоны их реального функционирования - не может быть охарактеризована однозначно.

Функционирование отдельных северных языков сегодня в целом определяется двумя факторами - разрушением традиционных языковых коллективов (часто при укрупнении поселков), пользовавшихся данными языками как средством общения, и активным воздействием русского языка, вызванным урбани­зацией и индустриализацией, притоком в регионы русскоязычного населения, распространением средств массовой информации на русском языке, переводом школьного обучения на русский язык. В результате функционирование ряда языков свелось до минимума, а многие из них стоят на грани исчезновения.

Человек - высшая ценность на Севере, а традиционная система знаний позволяет выжить в тяже­лых условиях европейского Севера России. Поэтому еще одним из условий, определяющих устойчивое развитие северных этносов, является сохранение среды их обитания.

Для достижения целей устойчивого развития необходима выработка механизма новых отноше­ний между органами власти и объединениями коренных народов. Выстраивая эти отношения Госкомсе-вер России последовательно осуществляет провозглашенный принцип "от патернализма - к партнерст­ву". Но всем нам следует помнить, что партнерские отношения предполагают взаимные обязательства и взаимную ответственность. Для Комитета это те усилия, которые он предпринимает для принятия целого ряда нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав и национальных интересов коренных малочисленных народов Севера.

Однако принятие того или иного закона само по себе не гарантирует существенных положитель­ных сдвигов в деле защиты прав и интересов коренных народов. Необходимо создание действенного механизма реализации юридических норм, заложенных в нормативно-правовых актах. Разработка такого механизма возможна лишь при условии тесного сотрудничества федеральных структур, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, объединений коренных народов Севера.

Проблемы коренных народов неразрывно связаны со всеми проблемами Севера. В связи с этим нельзя не упомянуть принятую Правительством Российской Федерации 9 марта сего года Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера. Концепция опре­деляет цели, задачи и направления усилий государства в решении проблем Севера России в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Вопросы устойчивого развития северных этносов выделены в ней в отдельный блок и увязаны с другими ее структурными частями, такими как поддержка базовых предпри­ятий; государственное регулирование рынков труда, трансформация социально-трудовых отношений на


Севере; государственная поддержка завоза продукции (товаров) на Север; особенности государственной поддержки развития арктической зоны России.

Конкретным механизмом реализации положений Концепции является разработанная и утвер­жденная 23 марта с.г. Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа "Эконо­мическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 г.". Она является логическим продолжением ныне действующей Программы и вместе с тем в ее основу положен ряд прин­ципиально ноаых подходов. Она направлена прежде всего на решение экономических проблем коренного населения: формирование новых рабочих мест; продвижение продукции традиционных отраслей хозяй­ствования на рынки.

В значительно большей степени, чем все предыдущие, данная Программа задействует рыночные механизмы, ориентирована на использование новых методов привлечения внебюджетных источников, например, бонусные платежи, средства от реализации квот на вылов морепродуктов, отчисления от неф­тяных и газовых доходов на социальное развитие коренных народов Севера.

Выбор стратегии и приоритетов Программы определялся следующими основными принципами:

признание коренных малочисленных народов Севера полноправными субъектами общественно-политических, экономических и социальных процессов, потенциально способными к самостоятельной экономической деятельности; создание условий для их устойчивого развития; эффективное использова­ние природно-ресурсного и хозяйственного потенциала территорий традиционного проживания и хозяй­ственной деятельности.

Но главное в этой программе, на наш взгляд то, что объединения коренных малочисленных на­родов Севера являются полноправными ее участниками на всех этапах реализации — от формирования задач и их выполнения до контроля за результатами.

Время постановки задач и привлечения внимания к этнополитическим проблемам коренных на­родов Севера России закончилось. Нужно решать конкретные социальные, экономические и культурные проблемы, стоящие перед этими народами, государством и обществом. Полагаю, что в результате все­стороннего и комплексного обсуждения проблем коренных этносов европейского Севера России мы сможем выйти на конкретные механизмы их решения в нынешней непростой социально- экономической ситуации, опираясь на реальные возможности государства и общества.

 

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz