List Banner Exchange

(научно-популярный сборник, выпуск 4,
Сыктывкар, Коми книжное издательство)
-----------------------------------------------------------
Ю.П. Шабаев

ЗЕМЛЯ «АБУ» И «ПЕРМЯК СОЛЕНЫ УШИ»

На самом краю Европы, среди северных лесов и болот живут на-
роды коми, которых относят к так называемым пермским финнам.
Народы эти близки по языку и культуре, но отнюдь не являются
близнецами, и каждый из них имеет свое лицо и свою особую судь-
бу. Коми более многочисленны и гораздо более благополучны, а коми-
пермяки - это "бедные родственники", у которых нет ни особых
природных богатств, ни предприимчивости, которая свойственна коми
(особенно коми-ижемцы, которых называли "евреями севера"), ни
развитого хозяйства.

В 1991 году режиссером Федором Балуевым был снят замечатель-
ный фильм о своих земляках, о коми-пермяках, которые живут в
старинном селе Кочево.

В этом фильме, который называется "Мы были дымом", свою зем-
лю, свою страну один из кочевцев очень образно назвал "Земля Абу".
"Абу" в переводе с коми-пермяцкого означает "нет", "ничего". И это
действительно так, ибо и в прошлом, и в настоящем пермяки жили
и живут куда беднее своих соседей.

Жизнь пермяка всегда была трудной. Ему постоянно приходилось
переносить всяческие жизненные невзгоды.

Не случайно появилось и шутливое прозвище коми-пермяков:
"пермяк солены уши".

Нужда заставляла пермяков ходить лесными тропами за две-три
сотни километров к соляным заводам, что были расположены на
реке Каме в районе города Соликамска, чтобы там закупать соль на
целый год для всей семьи.

Закинув с хрипом за плечи тяжелый мешок с солью, пермяк шел
теми же тропами обратно. Шел он много дней, и за время долгого
пути соляная пыль от мешка оседала у него на ушах.

Отсюда, по преданию, и пошло название "пермяк - солены уши".
Правда, это прозвище скорее всего было дано пермякам во время их
работы на соляных заводах, куда они уходили на заработки и где
были заняты самым тяжелым, неквалифицированным трудом: вы-
возкой дров, погрузкой соли. Еще лет двадцать назад в Коми-Пер-

233


мяцком автономном округе, который был создан в 1925 г., дорог не
было и в помине. А до того район был глухой провинцией, отрезан-
ной от мира. Здесь в маленьких деревнях и жили коми-пермяки.
Эти деревни в дождь и распутицу просто утопали в грязи: почвы тут
глинистые, тяжелые. Передвигались здесь еще в первой четверти
нынешнего столетия и летом и зимой только на санях.

Основой хозяйства коми-пермяков было земледелие и животно-
водство, но на бедных почвах урожаи были скудными, а от скота,
бродившего по тощим лугам, толку было мало. Только лес и спасал
коми-пермяка.

Почти весь рукотворный мир коми-пермяцкого крестьянина был
сотворен из дерева: жилище и постройки, мебель и утварь, игрушки
и орудия труда.

Но хотя пермяки и были привязаны к лесу, не все они могли им
свободно пользоваться.

В частности, иньвенские или южные коми-пермяки, которые со-
ставляли большую часть этноса, не могли свободно собирать лесные
дары, поскольку большинство лесов принадлежало здесь графу Стро-
ганову. Некоторые исследователи быта пермяков даже полагали, что
это обстоятельство вкупе с другими особенностями этого края
сыграло важную роль в формировании национального характера
коми-пермяков.

Вот что писал по этому поводу один из местных бытописателей
Яков Камасинский: "Все эти обстоятельства - малые речки, стеснен-
ная жизнь, бывшее крепостное состояние у помещиков, теперешнее
состояние лесных отношений - создали то, что пермяк так глубоко
отличается от зырянина, что он, любя лес, давая ему разные назва-
ния (дзиб - ельник, шойна-керос - грива, ляг бадья - водянистое
место, рас - мелкий лес, грись -длинный, высокий лес, раина - зыб-
кое место, яг - высокое место, покрытое лесом, ярушник - малень-
кий лесок и т.д.), повесил, однако, на гвоздь свое ружье и стал
трусом".

В отличие от южных, иньвеньских коми-пермяков, северные или
косинско-камские коми-пермяки никогда не были в крепостной за-
висимости, а являлись государственными крестьянами, жили на
государственных землях и беспрепятственно пользовались казенны-
ми лесами. Поэтому у них гораздо больше сходства с коми (зыряна-
ми), чем у иньвенцев.

И не случайно, видимо, то, что именно у северных коми-пермяков
родились и долгое время сохранялись предания о Пере-богатыре.
Легендарный Перя, согласно народной молве, жил во времена царя
Ивана Грозного и совершил множество подвигов, будучи наделен
небывалой силой, умом и хитростью.

Согласно фольклорной традиции, от имени Перя и пошло назва-
ние пермяки, пермяне. Однако венгерский исследователь Петер Хайду
полагает, что названия пермь, пермяк, пермитин, пермичи, пермя-

234


не первоначально давалось русскими не каким-то отдельным фин-
ским племенам, а обозначало род занятий.

Русские впервые столкнулись с коми, как с добычей и торговлей
пушниной, а таковых людей и называли они якобы пермяками.

Нередко коми (зырян) и коми-пермяков отождествляют, прини-
мая их за один народ. Однако уже в XIV в. сложилось два этно-
территориальных объединения - "Пермь Вычегодская" и "Пермь Ве-
ликая" или Чусовая". "Пермь Вычегодская" - это предки коми, а
"Пермь Великая" - предки коми-пермяков.

В дальнейшем при отсутствии сколько-нибудь тесных связей между
зырянами и пермяками сложились особенности культуры и быта
обоих народов, хотя культурная близость между ними, особенно в
языке, была и остается весьма значительной.

Но их национальный характер, бытовая культура не тождествен-
ны. Сошлемся на мнение еще одного из исследователей быта коми-
пермяков -А.Ф.Теплоухова: "Зыряне - это энергичный, предприим-
чивый и очень жизнеспособный народ".

По официальной статистике 1900 г. среди других народностей
России они занимали по грамотности третье место, уступая лишь
немцам и евреям... Совершенно другую картину представляют из себя
пермяки, названные академиком Лепехиным "безгласными".

Они вялы, не предприимчивы, придавлены, почти не знают ника-
ких ремесел. Обычно это приписывают их исторической судьбе - боль-
шинство их было крепостными Строгановых, хотя формально они
сделались крепостными в 1700 г., но, надо думать, Строгановы на-
чали задолго до этого прибирать их к своим рукам...

О некой придавленности и безынициативности как чертах нацио-
нального характера коми-пермяков писал в начале нынешнего сто-
летия и замечательный коми писатель и философ Каллистрат Жа-
ков.

Действительно, в течение многих столетий жизнь коми-пермяков
была крайне тяжелой: до XVI столетия их земли подвергались разо-
рительным набегам вогулов и татар и одновременно уже с XII столе-
тия в их земли стали проникать новгородцы, которые позднее усту-
пили свое влияние Москве.

В конце XV в. Москва окончательно подчинила себе земли коми-
пермяков и вскоре разгромила и подчинила себе Татарское и Сибир-
ское ханства, исключив тем самым внешнюю угрозу для Пермских
земель.

Однако ликвидация внешней угрозы привела к тому, что нача-
лась усиленная русская колонизация Прикамья, стало резко усили-
ваться русское влияние на пермяков, их земли передавались рус-
ским помещикам (в основном Строгановым) и гнет землевладельцев
над коми-пермяцким крестьянином с каждым столетием усиливал-
ся. Тяжесть помещичьего гнета усугублялась еще и тем, что в суро-
вых северных условиях, при малоземелье и очень низком плодоро-

235


дии здешних земель доходность крестьянского хозяйства была крайне
низкой. Многие семьи жили впроголодь, в нищете прозябали целые
деревни. В середине прошлого столетия одну из таких деревень опи-
сал в своей повести "Подлиповцы" писатель Ф.М.Решетников.

При очень низком уровне экономического развития края здесь не
сформировался сколько-нибудь значительный слой местной интел-
лигенции, да и грамотность населения вплоть до начала XX столе
тия здесь была низкой. Школ было немного, а учителей, по свиде-
тельству священника Иакова Шестакова, из коми-пермяков было
"не более 5 человек русских учителей, знающих родной язык уча-
щихся: 2-3". Образованные люди из коми-пермяков не очень-то стре-
мились распространять грамотность, не занимались подвижниче-
ством, как это делали первые удмуртские и коми интеллигенты, и в
этом один из исследователей быта коми-пермяков видел причину их
"захудалости".

Экономическое и культурное отставание коми-пермяков от сосе-
дей в конце XIX - начале XX вв. было очень значительным и это
было причиной того, что не только со стороны русских отношение к
ним было снисходительно-пренебрежительным, но и сами коми-пер-
мяки стремились перенимать все русское, неохотно признавали свою
национальную принадлежность.

Вот что писал по этому поводу в конце XIX в. профессор Казанс
кого университета И. Н. Смирнов:

"В настоящее время наиболее чисто сохранившиеся пермяки за-
нимают долину Иньвы, но и здесь дело обрусения дало уже важные
результаты. Заводы Майкорский и Пожвинский являются пункта-
ми, из которых исходит естественная русификация. Волости Май-
корская и Купросская - и в особенности селения, по имени которы
носят они свои названия - представляются уже в значительной сте-
пени обрусевшими. (Здешний пермяк желал бы, чтобы его принима-
ли за русского и на категорический вопрос "Ты Пермяк?" нехотно
отвечает: "Не скроешь - пермяк".) Пермяцкий дух начинает ясно
чувствоваться только тогда, когда путешественник вступит в область
Архангельского прихода. Здесь, затем в приходах Йогвинском, Ошиб-
ском, Белоевском и Верх-Иньвенском можно еще изучать более или
менее чистого Пермяка. Русские элементы проникли, конечно,
сюда, но их влияние не настолько сильно, чтобы стереть с населения
печать его индивидуальности".

Бедственное положение пермяков не оставалось незамеченным и c
тем, чтобы как-то улучшить их положение, в начале столетия воз-
ник даже проект переселения пермяков с малоплодородных земель
в более благодатный уезд Вятской губернии. Однако до его реализа-
ции дело не дошло, и вряд ли мы сегодня говорили бы о проблемах
коми-пермяков, если бы этот проект осуществился. Народа бы уж
не было. Но народ не исчез, хотя испытаний на его долю выпало еше
немало.

236


Существенные изменения произошли после революции 1917 г. и
октябрьского переворота, совершенного большевиками. Большеви-
ки пошли на решительное преобразование административного уст-
ройства страны в пользу интересов народов бывшей империи: были
созданы многие национально-государственные образования, в рам-
ках которых народы могли бы более успешно развивать свою госу-
дарственность, культуру, решать свои экономические и социальные
проблемы. В 1921 году была создана автономная область Коми (с
1936 г. - Коми АССР, с 1992 г. - Республика Коми), а в 1925 г. был
создан и первый в СССР национальный округ -Коми-Пермяцкий.
Его созданию предшествовала длительная борьба, в ходе которой
руководство Коми области пыталось добиться соединения двух род-
ственных народов в рамках одного национального образования. Но
эта идея не получила поддержки в Москве.

Конечно, создание округа явилось крупным событием в истории
коми-пермяцкого народа, но тем не менее в состав округа не вошли
две этнографические группы, а именно: зюздинские и язьвинские
коми-пермяки. Первая группа живет в Афанасьевском районе Ки-
ровской области, а вторая - на севере Пермской, в Крановишерском
районе. Тем самым для развития коми-пермяков, живущих на тер-
ритории округа, и для этнических групп, оказавшихся за его преде-
лами, были созданы совершенно разные условия.

На территории округа полноценное развитие получила нацио-
нальная школа, стала развиваться профессиональная художест-
венная культура, печать, средства массовой информации. Вне пре-
делов округа в 30-е годы какое-то время работали школы, но они
просуществовали только десяток лет и после войны не восстанавли-
вались.

Кроме того, здесь не было книг на родном языке, не было соб-
ственной национальной интеллигенции, культурного влияния со
стороны округа и наоборот - здесь было очень сильно русское влия-
ние, которое порой приобретало формы открытого давления со сто-
роны чиновничества. Поэтому не случайно, что язьвинские коми-
пермяки последний раз записывались в переписных документах
именно как коми-пермяки только во время переписи 1926 года, а
позднее их уже записывали только русскими.

Не случайно и то, что численность этих групп резко упала: чис-
ленность зюздинцев согласно данным переписи 1989 года с начала
века сократилась с 11 тысяч человек до 318, а язьвинцев с 4000 в
60-е годы примерно до 2 тысяч в настоящее время.

Создание национального округа мало способствовало улучшению
материального положения коми-пермяков. Был ликвидирован гнет
землевладельцев, но на смену ему пришел еще более жестокий гнет
государства, административно-командной системы. Этот гнет ярко
проявился уже в первые годы советской власти, когда в органы ме-
стного самоуправления - Советы - вошли представители малограмот-

237


ных, люмпенизированных слоев населения. С этих пор внеэкономи-
ческие методы принуждения и управления стали нормой.

Советы занимались конфискацией хлебных запасов у кулачества.
Например, Егвинский комбед, созданный в июне 1918 г., изъял у
кулака Старцева 1500 пудов хлеба, у Чиркова и Дерябина -по 600
пудов. Всего у кулачества шести земельных обществ было изъято
свыше 10 тыс. пудов хлеба... Одновременно с изъятием хлеба шло
распределение среди бедноты помещичьих и кулацких сенокосных
угодий и пашенных земель.

Таким образом, большое преимущество получила наименее соци-
ально продвинутая, наименее энергичная, производительная и обра-
зованная часть крестьянского населения края. Безусловно, это не
способствовало интенсификации сельского хозяйства, повышению
уровня агротехники, общему прогрессу сельскохозяйственного про-
изводства, а в итоге и хозяйственному прогрессу всего этноса.

Кроме того, укоренявшаяся практика принудительного изъятия
производимых крестьянами продуктов в различных ее формах при-
водила к ликвидации стимулов к производительному труду, даль-
нейшему обнищанию крестьянства и перманентному кризису сельс-
кохозяйственного производства в крае.

После создания Коми-Пермяцкого автономного округа на его тер-
ритории сложились более благоприятные условия для культурно-
национального развития коми-пермяцкого народа: открывались
школы с преподаванием на родном языке, издавались детские и
молодежные альманахи, начал работать драматический театр.

Кадры немногочисленной местной интеллигенции активно вклю-
чались в дело национального строительства. Особая роль принадле-
жала основоположникам коми-пермяцкой литературы А.Н.Зубову и
М.П.Лихачеву. Ими была создана первая грамматика на коми-
пермяцком языке, разработаны буквари, учебники по арифметике,
литературе, естествознанию. Первоначально вся эта литература пуб-
ликовалась в Москве, а в 1930 г. было открыто местное книжное
издательство. За первые десять лет существования им было издано
385 различных учебников, произведений художественной литерату-
ры, научно-популярных изданий на родном языке.

Тем не менее успехи в культурном строительстве не сопровожда-
лись развитием экономики края. Округ оставался отсталой аграр-
ной окраиной, промышленность здесь практически не развивалась.
В этих условиях особенно недопустимы были насилие, волюнтаризм
и неоправданные эксперименты в главной отрасли местной эконо-
мики - сельском хозяйстве. Однако именно это было характерно как
для советского строя в целом, так и для округа в частности. Уже в
сентябре 1928 г. секретарь окружкома партии Н.Кузнецов рапорто-
вал обкому: "В связи с тем, что ежегодно весной много голодающей
бедноты, окружком решил сделать "переливание" из кулацких ам-
баров в бедняцкие 42000 пудов хлеба". Есть немало фактов об изде-
вательствах и оскорблениях, которыми сопровождались на местах
раскулачивание и коллективизация.

Почвы на территории округа малоплодородны. Издавна хлеба здесь
едва хватало на прокорм людей и скота. Но уже в 1931 г. было
вывезено 9280 тонн зерна, а через год план хлебозаготовок увеличи-
ли в 4 раза. Население между тем возросло более чем на 30 тысяч -
привезли раскулаченных белорусов, украинцев, донских казаков.

Страшный голод, выкосивший тысячи переселенцев, охватил в
1933-34 годах и местное население.

Поползли слухи, что это специально хотят сжить со свету коми-
пермяцкую народность. Но задавать вопросы на эту тему было небе-
зопасно. "За такое письмо меня может, быть повесят, -писал вождю
народов в ноябре 1933 г. С.Ф.Тетерлев из Кочевского района, - но я
все-таки должен защитить население от гибели. У нас голод, непо-
сильные налоги. Неужели есть такие директивы, чтобы морить с
голоду людей".

Конец 30-х годов по существу завершал эру национального строи-
тельства в округе, ибо с этой поры сложности и проблемы в нацио-
нальном развитии коми-пермяков только усугублялись. В 1936-37
годах округ вновь пережил страшный голод, в результате которого
многие погибли, уцелевшие были вынуждены покинуть родные края.

В эти же годы не только была свергнута политика комизации,
когда руководящие кадры подбирались с таким расчетом, чтобы
местные представители преобладали во властных структурах, но под
предлогом борьбы с "националистами" многие руководящие работ-
ники, также представители национальной интеллигенции, были реп-
рессированы.

Книги репрессированных писателей изымались из библиотек, а в
1937-38 учебном году в школах вообще было прекращено преподава-
ние коми-пермяцкой литературы.

По существу национальная интеллигенция в эти годы либо была
уничтожена, либо устранена с арены культурной жизни, что впос-
ледствии отрицательно сказалось на характере культурного разви-
тия коми-пермяков.

Тридцатые годы являются наиболее сложным периодом для ос-
мысления их роли в развитии страны в целом и для развития от-
дельных ее частей в частности. Особенно сложно оценить характер
национального развития отдельных этносов в эти годы.

Безусловно, начало 30-х годов дало мощный импульс националь-
ному строительству практически во всех республиках и автономиях
России, однако уже в середине и особенно во второй половине 30-х
годов этот процесс был остановлен и национальные кадры стали
вытесняться и уничтожаться.

Развернулась кампания против так называемых буржуазных на-
ционалистов -практически против каждого достаточно заметного
национального деятеля. Именно в те годы понятие национализма

239


приобрело специфически советское толкование, однозначно опреде
ляющее его как сугубо отрицательную характеристику.

Наряду с социально-политическими и культурными переменам!
обращают на себя внимание изменения в специфике хозяйства края
В 30-е годы в округе стала бурно развиваться лесная промышлен-
ность, которая с тех пор стала основой хозяйственной специализа-
ции Коми-Пермяцкого автономного округа вместе с сельскохозяй-
ственным производством.

В конце 1935 года четыре леспромхоза: Кудымкарский, Косинс-
кий, Юрлинский и Гайнский вошли в состав созданного треста "Ко-
мипермлес" и вся лесодобыча была сосредоточена в руках этого мо-
нополиста.

Объем лесозаготовок в округе стал резко нарастать: в 1937 г. он
возрос по сравнению с 1928 г. более чем в 2 раза.

В связи с развитием лесной промышленности стали формировать-
ся и национальные кадры рабочего класса, хотя преимущественно в
лесной промышленности были заняты инонациональные кадры, ко-
торые все в большом количестве стали приезжать в округ.

С созданием лесной промышленности, а точнее, сети предприятий
по заготовке древесины, по существу, завершилось формирование
хозяйственного комплекса округа, ибо в последующие десятилетия
принципиальных изменений в его структуре не произошло.

Более того, не произошло и совершенствование степени организа-
ции производства, поскольку в округе производилась лишь первич-
ная продукция, а ее переработка осуществлялась за его пределами.

Естественно, при такой организации производственной сферы не
требовалось достаточно больших масс рабочих высокой специализа-
ции и, кроме того, производство не было высокодоходным, не обес-
печивало должных поступлений в бюджет округа.

Определенный стимул был дан развитию сельского хозяйства об-
ласти в связи с созданием колхозов и механизацией сельскохозяй-
ственного производства, однако положение сельских жителей почти
не изменилось и аграрная сфера не превратилась в высокоинтенсив-
ную отрасль производства.

Более существенными оказались сдвиги в социально-культурной
сфере: расширилась сеть медицинских учреждений, повысилась са-
нитарная культура населения. Число больничных учреждений уве-
личилось к 1940 г. более чем вдвое (в сравнении с 1925 годом),
фельдшерско-акушерских пунктов - в 5 раз. За это же время откры-
то 42 детских учреждения (ясли), 24 колхозных родильных дома.

Расходы на народное образование по сравнению с 1925 годом уве-
личились в 38 раз. Грамотность населения в возрасте с 9 до 49 лет в
округе поднялась до 84,2%. Распространение грамотности вместе с
созданием округа сыграло важную роль в консолидации коми-пер-
мяцкого этноса, формировании общенационального самосознания,-
Безусловно, на этническое, культурное и экономическое развитие

240


коми-пермяков самое серьезное влияние оказала Великая Отечествен-
ная война. Вслед за потрясениями 30-х годов она нанесла удар по
демографическому и социально-экономическому положению коми-
пермяков. Более 10 тыс. человек, призванных в действующую ар-
мию из округа, погибли на фронтах. Многие тысячи мужчин были
призваны в армию, и в тылу их заменили женщины.

На фронт направляли наиболее работоспособные кадры, технику,
лошадей. Конечно, это очень сказалось на экономическом положе-
нии предприятий округа, особенно колхозов.

Потребности восстановления хозяйства страны после войны при-
вели к усилению экстенсивного характера производства в округе.
Объемы лесозаготовок четвертым пятилетним планом предусматри-
валось увеличить в округе в 2,5 раза.

Как и прежде, переработка леса на месте не предусматривалась, и
наиболее важным считалось наращивание объемов производства,
особенно значительными были объемы лесозаготовок в северном -
Гайнском районе. В 60-е годы они достигли шестидесяти процентов
от лесозаготовительного плана округа и десяти процентов плана
Пермской области.

Сельское хозяйство округа, по существу, развивалось так же, как
и в предшествующие годы. И хотя в 1965 г. с колхозов была списана
задолженность по ссудам, это не изменило общего тяжелого эконо-
мического положения коллективных хозяйств.

Заметный урон сельскому хозяйству нанесла и так называемая
политика ликвидации неперспективных деревень, которая активно
начала осуществляться в 60-е годы.

Кроме чисто экономических негативных последствий ликвидация
сети мелких поселений и концепция социальной инфраструктуры в
наиболее крупных сельских поселениях ни к чему хорошему не при-
вели. В частности, происходило дальнейшее разрушение традицион-
ного образа жизни, нарушались возможности для передачи культур-
ных ценностей из поколения в поколение, поскольку значительная
часть детей школьного возраста с ликвидацией малокомплектных
сельских школ вынуждена была жить в отрыве от семьи, в школах-
интернатах. В 1964-65 учебном году, например, в интернатах жили
по 5 тысяч школьников и более.

В последующие годы округ продолжал развиваться экстенсивны-
ми методами и тем самым закладывались основы для последующего
глубокого кризиса в социально-экономической и культурной облас-
тях. Особенно сильно этот кризис стал проявляться в 80-е и 90-е
годы.

Между тем у коми-пермяков, казалось бы, имелись и имеются все
возможности для того, чтобы успешно сохранять и развивать свой
язык, культуру, свою национальную самобытность.

Коми-пермяки сегодня составляют 60% населения Коми-Пермяц-
кого автономного округа, а их доля в населении не снижалась столь

241


стремительно, как у коми. В 1926 г. коми-пермяки составляли 73,2%
населения (коми в 1926 г.- 87%), а в 1989 г. - только 23,0%.

Кроме того, 70% коми-пермяков в округе - это сельские жители
т.е. они были и остаются сельским этносом, в то время как карелы
коми, удмурты, марийцы, мордва все в большей мере превращаются
в городские этносы, а город является своего рода ловушкой для пред-
ставителей тех народов, которые еще совсем недавно практически
не знали городской культуры. В городе люди быстро утрачивают
свой родной язык, отрываются от своих национальных корней.

Но по сравнению со своими финно-угорскими соседями положе
ние коми-пермяцкого народа выглядит куда более печальным. Вот
только несколько фактов: продолжительность жизни в округе на 10
11 лет меньше, чем в Пермской области в целом (которой округу
административно подчинен). Уровень образования на 2,5 - 3 года
обучения ниже, чем по Пермской области, средний доход на душу
населения и прежде и сейчас здесь намного меньше средних показа-
телей по стране. Очень остра так называемая "проблема невест", ибо
на 1000 мужчин в возрасте 18-29 лет приходится только 812 жен-
щин того же возраста.

В округе крайне слабо развита социальная сфера, и поэтому здесь
достаточно высока детская смертность, население не получает услуг
должного качества, и вообще округ как и прежде остается глухой
провинцией. Здесь совсем немного дорог с твердым покрытием, край-
не неразвита связь, в ряде мест очень ненадежное электроснабже-
ние. Все это, вместе взятое, привело к настоящему бегству населе-
ния.

С 1959 по 1989 гг. численность населения округа сократилась с
236 тыс. до 160 тыс. человек. За этот же период доля коми-пермя-
ков, живущих за пределами округа, возросла с 12 до 38%, т.е. зна-
чительная часть этноса оказалась рассеянной в иной этнической среде.
При этом за пределы округа уезжали наиболее грамотные, квалифи-
цированные кадры: почти все 60 кандидатов и докторов наук из
коми-пермяков работают за пределами округа. Тем самым этнос
оказался как бы обезглавленным, интеллектуальная элита оставила
свой народ без лидеров,

Пьянство, столь характерное для коми-пермяков еще в прошлом
веке, стало едва ли не национальной чертой. Кроме того, резко уве-
личившаяся диаспора стала проводником инонационального влия-
ния на коми-пермяков, ибо четыре пятых коми-пермяцких семей в
округе сегодня имеют родственников, которые живут за его преде-
лами. При этом большинство из них поддерживают со своими род-
ственниками самые тесные контакты. И самое печальное, что отток
коми-пермяков из округа не прекратился.

Сегодня по данным массового опроса населения девятая часть
взрослого населения твердо решила выехать за пределы Коми-
Пермяцкого округа. Хуже всего, что половина всех опрошенных

242


родителей хотят, чтобы их дети выехали жить и работать подаль-
ше от родных мест.

Все вышесказанное является рамкой для социального портрета
современного коми-пермяцкого разрушающегося, умирающего эт-
носа. 152-тысячный народ начинает медленно умирать. С 1897 по
1989 гг. численность коми-пермяков возросла только на 45,2%, в то
время как численность коми - на 224,6%. При этом с 1926 по 1986 г.
коми-пермяков стало больше только на 11,8%, а в последние три
десятилетия рост вообще прекратился. Сегодня естественный при-
рост населения здесь нулевой. Но, пожалуй, самое яркое представ-
ление о проблемах национального развития дает анализ положения
языка и этнического самосознания коми-пермяков.

Важную роль в сохранении и развитии родного языка играет се-
мья и школа. Но национальной школы в округе практически нет, и
только в половине школ, где обучается лишь пятая часть учеников,
ведется преподавание коми-пермяцкого языка и литературы лишь
как предметов.

В трех северных районах округа (из шести) язык практически не
преподается даже как предмет. Литературы на коми-пермяцком язы-
ке сейчас публикуется меньше, чем в 30-е годы. Коми-пермяцкая
школа, начиная с 1951 года, стала усиленно внедрять в учебный
процесс русский язык. После так называемой реформы школы в
1958 году родной язык был практически вытеснен на периферию
школьной программы. Русский язык полностью доминирует, ибо
это рабочий язык в учреждениях, все средства массовой информа-
ции сегодня в округе русскоязычны.

Профессиональная художественная культура в силу своей слабос-
ти не может служить пропагандистом родного языка. В связи с этим
совершенно понятно, почему многие учителя начальных классов,
особенно молодые, отвергают идею преподавания в первых трех клас-
сах на коми-пермяцком языке, хотя в ряде сел им приходится пере-
водить содержание предметов с русского на коми-пермяцкий для
лучшего усвоения материала учениками.

Существенную роль сыграло и то, что Учительский институт про-
существовал в окружном центре - Кудымкаре - только с 1949 по
1956 годы. Впоследствии кафедра коми-пермяцкого языка и литера-
туры была открыта при Пермском пединституте, но это означало,
что формирование наиболее массового отряда национальной интел-
лигенции - учительства (особенно учителей словесности) проходило
не в собственной этнической среде.

К тому же достаточным научным потенциалом кафедра не облада-
ла, а в последующие годы она и вовсе захирела. И ныне она уже не
в силах готовить полноценных специалистов в области коми-пер-
мяцкой филологии.

Следствием того, что национальная школа перестала фактически
существовать в 60-е годы, явилось то, что в настоящее время коми-

243


пермяцкий язык практически уже не является носителем нацио-
нальной культуры. Свидетельством могут служить данные массово-
го опроса, проведенного нами в округе в 1992 году. Результаты на-
шего исследования показали, что коми-пермяцкий язык называют
родным 67,6% коми-пермяков, живущих в округе, русский - 27,1%,
при этом в городе эти показатели соответственно равны 43,8% и
48,6%, на селе - 79,2% и 16,0%.

Наше исследование показывает, что в городе свободно владеют
коми-пермяцким языком 62,9% горожан коми-пермяцкой нацио-
нальности, а на селе - 95,0%, русским соответственно 94,0% и 86,0%

Но при этом чтением и письмом на родном языке свободно владе-
ют не более половины опрощенных нами коми-пермяков, причем
подавляющее большинство респондентов как в городе, так и на селе
предпочитают при чтении и письме пользоваться русским и ориен-
тировано именно на него. Многие люди среднего и старшего поколе
ния говорили, что прежде они еще могли читать и писать "по-пер-
мяцки", поскольку изучали язык в школе, но теперь навыки уже
утрачены.

Весьма характерна картина возрастных различий во владение
языком. Если на селе 59,8% детей в семьях респондентов свобод-
но говорят на родном языке, 6,9% плохо говорят, 17,2% не гово-
рят, но понимают коми-пермяцкую речь, и лишь 16,1% и не по-
нимают языка и не говорят на нем, то в городе только у 16,6%
респондентов дети свободно говорят на родном языке, 21,1% - плохо
говорят, 35,6% - понимают, но не говорят, и 26,7% не понимают
и не говорят совсем.

Поскольку семья является важнейшим фактором в трансляции
этнических ценностей, постольку важно отметить, что только лишь
в десятой части городских коми-пермяцких семей их члены обща-
ются между собой только на коми-пермяцком языке, в сельских
семьях аналогичный показатель равен 58,1%.

Современная языковая ситуация в округе определяется не только
положением национальной школы, характером языкового общения
в сфере домашнего и производственного быта, но и традициями,
системой средств массовой информации, ориентацией в сфере куль-
турного потребления, а также рядом других факторов, о которых
мы скажем ниже.

Традиционно коми-пермяки развивались под очень сильным рус-
ским влиянием. Поэтому коми-пермяцкий фольклор в весьма зна-
чительной мере повторяет русский, а коми-пермяцкий язык уже очень
давно заимствовал многие русские слова. К примеру, "говорить" по
коми-пермяцки -"баитны", что явно происходит от старорусского
"баять". Сейчас встречаются целые деревни, где коми-пермяки
говорят только по-русски, хотя многие из них и понимают коми-
пермяцкий язык. Причем жители этих деревень заявляют, что их
отцы и деды уже разговаривали только на русском языке.

Современный коми-пермяцкий язык переполнен русизмами, а в
бытовой практике, особенно тех, кто не в полной мере знает язык,
присутствует своеобразное сочетание коми-пермяцкого и русского
языков.

Многие родители сознательно обучают детей с малолетства рус-
скому языку, общаются только на русском и не хотят, чтобы дети
учились в национальных школах или классах.

По словам местных жителей, еще десять лет назад в райцентрах
округа и крупных селах считалось дурным тоном говорить по-коми-
пермяцки на людях, этого стыдились. Не случайно большинство коми-
пермяков ориентированы на ценности русской культуры, отдают
предпочтение русским писателям, поэтам, композиторам и их про-
изведениям.

Уважение к родному языку утрачено на всех уровнях, и в этих
условиях, казалось бы, надо всячески стремиться поднять авторитет
языка, повысить его статус. Но программа развития коми-пермяц-
кого языка, которая была разработана в 1990 году, сегодня забыта,
а идея придания коми-пермяцкому языку статуса государственнос-
ти на территории округа не нашла поддержки на состоявшемся ле-
том 1992 года съезде депутатов всех уровней, хотя большинство из
них были коми-пермяками.

Те же, кто покинул родные места, напрочно забывают коми-пер-
мяцкий язык. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что
только 36,7% коми-пермяков, живущих в Республике Коми, назва-
ли коми-пермяцкий язык своим родным языком - по данным пере-
писи населения 1989 года. Примерно такая же картина наблюдается
в других регионах России. В связи с этим можно сослаться и на
частное мнение.

Так, один из учителей из старинного села Верхняя Иньва, что
находится в Кудымкарском районе округа, получивший образова-
ние в Пермском пединституте, заметил: "Пермяк приезжает к пер-
мяку в гости в Пермь, но дома между собой они уже не говорят на
родном языке, говорят только на русском".

В Перми живет самая крупная община коми-пермяков за преде-
лами округа (по данным переписи 1989 г. свыше 11 тыс. человек),
но какой-либо консолидации здесь не происходит и, наоборот, эти
пермяки все более отдаляются от своего народа. То же самое проис-
ходит и в других группах коми-пермяков.

Однако этническая эрозия вполне очевидна и в среде коми-пермя-
ков, в округе. Особенно очевидно это проявляется при анализе этни-
ческого самосознания.

Чтобы обосновать последнее утверждение, сошлемся вновь на дан-
ные массового опроса населения, проведенного в округе в 1992 году.
Прежде всего надо сказать о национальной лояльности городских
коми-пермяков. Только 30,2% городских респондентов заявили, что
они безусловно гордятся своей национальной принадлежностью.

245


На вопрос, который предполагал самоопределение респондента в
плане их этнической самоидентификации, ответы показали, что
имеется явный дефицит национальной идентичности у городских
коми-пермяков. Лишь 22,6% заявили, что они ощущают себя сто-
процентными коми-пермяками; 17,9% заявили, что считают себя
больше русскими, нежели коми-пермяками, 31,1% отметили, что
чувствуют себя в равной мере и коми-пермяками и русскими, кое-
кто так и говорит "ме коми-роч" (я и коми, и русский); 23,5% вооб-
ще отвергли национальную маркировку и утверждали, что они ощу-
щают себя просто гражданами России.

Таким образом, сознание большинства является явно маргиналь-
ным и примерно равные доли горожан четко определяют себя либо
коми-пермяками, либо русскими. Но важно, что четко осознает себя
коми-пермяками только пятая часть горожан. Некоторые из горо-
жан говорят: "Я чувствую себя коми-пермяком только тогда, когда
приезжаю в свою родную деревню".

Но ведь даже на селе сегодня половина жителей живет не в тех
местах, где они родились. Для национального самоопределения важ-
ное значение имеет этноцентризм, закрепленный в массовом созна-
нии, ибо самоопределение происходит в процессе противопоставле-
ния "мы - они".

Здоровый этноцентризм способствует сплочению этноса, усилению
самоценности национальной принадлежности для отдельных его
членов. В этом плане очень важным является актуальный автосте-
реотип, т.е. представление о собственном народе. Позитивный авто-
стереотип усиливает этноцентризм, а негативный, естественно, сни-
жает. При нормальном ходе этнического развития автостереотип в
принципе всегда положительный.

На вопрос, за что коми-пермяков не уважают соседи, лишь чет-
верть из них ответили, что у коми-пермяков нет дурных качеств и
нет оснований их не уважать. Среди качеств, которые по мнению
респондентов вызывают негативное отношение к коми-пермякам,
треть опрошенных на первое место поставила низкий культурный
уровень, пьянство и грубость. Четверть опрошенных указали на от-
сутствие чувства собственного достоинства, пятая часть - на отсут-
ствие предприимчивости.

Заметим, что у сельских жителей позитивное отношение к соб-
ственному этносу значительно выше, нежели у горожан. Видимо,
более интенсивный характер межэтнического взаимодействия в ус-
ловиях города, тесные контакты с представителями других нацио-
нальностей на межличностном уровне приводят к тому, что при ос-
тром дефиците национальной идентичности происходит разрушение
позитивного образа собственного этноса, т.е., иными словами, на-
блюдается явная склонность к негативному автостереотипу. Впро-
чем, подобное явление не является сугубо исключительным мест-
ным феноменом.

246


Так, еще совсем недавно немецкие исследователи отмечали усиле-
ние негативного автостереотипа у западных немцев и даже заявляли
о том, что это является отличительной чертой немецкой социальной
патологии.

Впрочем, ситуацию, которая имеет место в этническом самосозна-
нии коми-пермяков, равно как и ряда других финно-угорских наро-
дов, порой определяют как ситуацию, при которой активно развива-
ется так называемое колонизированное сознание, когда представители
народов, составляющих национальные меньшинства, перенимают
пренебрежение к себе большинства и начинают верить, что они дей-
ствительно хуже других.

Национальное самосознание коми-пермяков еще не совсем разру-
шено, но болезнь эта уже хроническая. Развивалась она давно. И
замечена была тоже довольно давно.

Вновь обратимся к сочинению профессора Смирнова: "В высокой
степени интересны с психологической точки зрения те пути, по ко-
торым идет начинающаяся ассимиляция.

Русский язык, как язык обыденного домашнего разговора, не имеет
еще здесь права гражданства ... но русская песня и русская загадка
на игрищах, русские присказки на свадьбах, русские наговоры и
заговоры в различных случаях ... являются в некотором роде обяза-
тельными.

Женщины и девушки, обыкновенно едва умеющие связать несколь-
ко слов по-русски, поют с величайшим усердием русские песни ...
Произведения русского народного творчества проникают таким об-
разом к пермякам раньше языка, завоевывая и подготовляя почву
для этого последнего. Прежде чем пермяк научается говорить более
или менее правильно по-русски, он является уже русским в выдаю-
щиеся моменты своей жизни".

Русское влияние, конкуренция национальных русской и пермяц-
кой национальных культур не прекращалось и в дальнейшем. Более
того, с созданием глобального информационного рынка, который
полностью русскоязычен, этому влиянию уже нечего было противо-
поставить.

Самосознание коми-пермяков было ослаблено забвением религии,
которая прежде играла значительную роль в их жизни. Ныне в ок-
руге только три действующих храма и не наблюдается того религи-
озного возрождения, которое характерно для всей России.

Ушла в прошлое и традиционная обрядовая жизнь коми-пермя-
ков, забылись старые обычаи и, естественно, утратилась национальная
самобытность, ослабело осознание специфичности коми-пермяцкой
культуры.

На фоне усиливающихся процессов деэтнизации с конца 80-х го-
дов у народов коми, как и у других восточно-финских народов, за-
рождается современное национально-культурное движение, которое
очень быстро политизировалось.

247


У коми возникло общество "Коми котыр", которое инсценировало
проведение съездов народов коми и создание рабочего органа съез-
дов "Комитета возрождения коми народа". В Коми-Пермяцком авто-
номном округе несколько позднее (1991) возникло общество "Югэр",
которое действует в тесном взаимодействии с "Комитетом возрожде-
ния" и под его сильным влиянием. Но и общество "Югэр" не способ-
но изменить ситуацию к лучшему. Ему не удается добиться всплес-
ка национального энтузиазма, поскольку влияние его в обществе
очень слабо. Как возродить коми-пермяков, где найти ту живую воду,
которая спасет народ?

На этот вопрос сегодня нет ответа.

Нет, ибо кризис достиг предельно допустимых границ - за ними
пропасть.

Пропасть небытия.

-----------------------------------------------------------
10.6.2001

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

Rambler's Top100

 

 

Hosted by uCoz